^

Здоровье

Сурдопедагог

Сурдопедагог – нечасто встречающее названия среди обывателей. Хотя всем нам известно, что есть сурдопереводчики, сурдоперевод.

 

 

Кто такой сурдопедагог?

Это те специалисты, который осуществляют перевод аудиоречи для людей, которые имеют проблемы со слухом. Сурдопедагог же выполняет более широкую функцию. Он помогает адаптироваться в жизни людям с ограниченными возможностями слуха и речи. Профессия сурдопедагога по сути является узкой специализацией дефектолога, который не только изучает и корректирует нарушения слуха, но и участвует в социальной и психологической адаптации своих пациентов.

Важно не путать функции сурдопедагога и врача оториноларинголога. Данный врач занимается диагностикой проблем и патологий уха, горла и носа, а также их лечением. Но при этом его интересует только медицинская сторона вопроса. Уделяется внимание устранению физических недостатков, лечению конкретных заболеваний, будь то медикаментозным, хирургическим или каким-либо другим методом. Сурдопедагог же в свою очередь не лечит болезни, а помогает с ними жить. Безусловно проводится и определённая коррекция, работа над произношением звуков, обучение языку жестов. Также сурдопедагоги работают с детьми, которые получили кохлеарный имплант.

Когда следует обращаться к сурдопедагогу?

Сурдопедагог – не тот врач, с которым знакомятся все дети при плановых осмотрах в поликлинике. Обычно к этому специалисту обращаются при возникновении характерных симптомов тех заболеваний, с которыми работает сурдопедагог. Чаще всего пациентами сурдопедагогов становятся дети, а именно дети довольно маленькие. Это связано с тем, что если нарушения слуха врождённые, то родители довольно рано замечают, что ребёнок не реагирует на звуки. Но о таком враче, как сурдопедагог, мало кто из родителей знает, да и далеко не в каждой поликлинике он есть. Потому в случае необходимости обычно направляет к такому врачу другой специалист – педиатр, невропатолог, лор.

Но нарушения слуха также могут быть и приобретёнными, даже в очень маленьком возрасте. Причиной тому могут быть осложнения от воспалительных процессов уха или горла. Потому если родителям известно, что ребёнок перенёс такое заболевание, а также если при лечении использовались препараты, которые могут снижать слух, то стоит особо внимательно наблюдать за ребёнком, и в случае подозрений на ухудшение слуха, необходимо обратиться за консультацией не только к лору, но и к сурдопедагогу. Такие же опасения должны вызывать травмы уха или головы. Обращает на себя внимание отставание в развитии речи ребёнка. Иногда причиной такого явления может стать нарушение слухового восприятия. Потому и в таком вопросе может потребоваться помощь сурдопедагога.

Какие анализы нужно сдать при обращении к сурдопедагогу?

Проблемы со здоровьем, которые рассматривает сурдопедагог, имеют много аспектов. Как ранее упоминалось, причинами нарушения слуха могут быть различные другие заболевания. Потому при рассмотрении ситуации нужно иметь комплексную картину состояния здоровья ребёнка. Потому в перечень анализов при обращении к сурдопедагогу войдут такие стандартные и знакомые нам анализы, как общий анализ крови, общий анализ мочи, общий анализ кала. Могут также потребоваться анализы крови на содержание глюкозы, скорость оседания эритроцитов. Так как для полной оценки причин нарушений нужно знать, нет ли скрытых воспалительных процессов, какой общее состояние больного. Это нужно не только для постановки диагноза, но и для выбора наиболее правильной тактики коррекции и лечения.

Если явно присутствует воспалительный процесс вблизи уха или в нём, то иногда рекомендуют сделать микробиологический посев жидкостей, чтоб более точно определить возбудителя воспалительного процесса.

Кроме стандартных лабораторных исследований при развитии проблем с восприятием звука для более многогранного взгляда на ситуацию можно провести и ряд генетических исследований. Так как доказана связь глухоты с мутациями определённых генов. Если таковая мутация присутствует, то бороться с проблемой будет несколько сложнее, но тем не менее информация о таком положении дел важна для подбора методов работы с пациентом.

Какие методы диагностики использует сурдопедагог?

Кроме анализов и стандартных методов исследования, сурдопедагог использует и ряд весьма специфических методов диагностики. Так, кроме стандартного медицинского осмотра, сурдопедагог может направить пациента на проведение такой диагностической процедуры, как аудиометрия.

Аудиометрия – это процедура измерения остроты слуха. Существуют разные методы и приборы для её проведения. Для этого проверяется чувствительность к звуковым волнам, которые подаются на разной частоте. На сегодняшний день исследование проводят при помощи прибора аудиометра, а ранее такие процедуры проводили с использованием различных камертонов. Хотя и сегодня использование камертонов возможно и допустимо.

Результатом подобного исследования является аудиограмма. При регулярном проведении аудиометрии по динамике данных аудиограмм врач может диагностировать не только просто сниженный слух, а и развитие этого процесса во времени.

Аудиометрия даёт информацию о костной и воздушной проводимости, то есть позволяет оценить, как работу внутреннего уха, так и всего слухового тракта в целом.

Аудиометрию проводят как тональным, так и речевым методом. И если первый позволяет оценить чувствительность к звуку в диапазоне типовых частот (125 Гц – 8000 Гц), то второй говорит о способности распознавать именно человеческую речь различных уровней громкости.

Чем занимается сурдопедагог?

Сурдопедагог в своей практике занимается развитием навыков общения и речи у слабослышащих или глухих людей, а также проводит их адаптацию к слуховым аппаратам различного типа.

Врач-сурдопедагог на основе изучения тех или иных физиологических особенностей слабослышащих или полностью глухих детей, разрабатывает такие методы коррекции проблемы, методик развития и воспитания, чтоб ребёнок мог свободно обучаться. Не отставать от сверстников в учебном процессе и социальной сфере.

Также сурдопедагог ведёт общеобразовательные занятия по школьным предметам для слабослышащих и глухих детей, используя специальные методики донесения информации, объяснения понятий.

Но самой главной целью является обучение детей с ограниченными возможностями слуха устной речи, что не только помогает лучше адаптироваться в обществе, но и влияет на общее интеллектуальное и психологическое развитие. Это довольно сложная задача, так как в данном случае ребёнок сам себя не слышит и не слышит окружающих, потому недостаточно полно осознаёт смысл своих действий, когда учится говорить.

Нужно понимать это не просто формальная работа. Фактически это такая же работа педагога, которая требует понимания, участия, сочувствия, способности стимулировать и подбадривать своих подопечных. Но главным отличием является то, что сурдопедагог работает глухими или практически глухими людьми. Огромное значение, конечно, имеет то, слышал ли человек когда-либо. Так как слышащий ранее человек, который по тем или иным причинами потерял частично или полностью эту способность, имеет представление о звуке, что существенно повлияло на его общее развитие, на формирование абстрактного мышления. Если же человек не слышал от рождения, то к нему требуется несколько иной подход. Для такой работы нужно не просто быть хорошим профессионалом, но и уметь понимать тех. С кем работаешь, изучать их. Для некоторых сурдопедагогов это путь в целую жизнь. Безусловно сурдопедагог обучает языку жестов. При этом стараясь не просто научить обмениваться важной информацией, но и создавать живое эмоциональное общение. Также сурдопедагог может обучить глухого или слабослышащего человека элементарной речи, тут уже требуются и логопедические навыки, навыки дефектолога. И безусловно сурдопедагог – это прежде всего педагог, потому в число его действий входит всё то, с чем обычно приходится сталкиваться педагогам в целом. Это и психология общения, и умение заинтересовывать, и способность разглядеть в каждом ученике самостоятельную оригинальную личность.

Какие заболевания лечит сурдопедагог?

Помощь сурдопедагога может требоваться при различных заболеваниях среднего и внутреннего уха, мозга, и даже зубов или языка.

Сурдопедагог проводит диагностику и коррекцию при таких заболеваниях как глухота, слепоглухота и слепоглухонемота.

Также он может работать с пациентами, страдающими тугоухостью, отитом или отосклерозом.

Другими причинами для обращения к сурдопедагогу могут стать нистагм, неврит слухового нерва, болезнь Меньера, вибрационная болезнь.

Глухота – полная или практически полная потеря способности воспринимать и понимать звуки извне, и тугоухость – существенное снижение, но не полная потеря, способности слышать звуки, чаще всего вызваны заболеваниями внутреннего уха, воспалениями внутреннего и среднего уха, различными другими инфекционными процессами и их осложнениями вблизи ушей (отит, грипп). Кроме этого причиной потери или снижения слуха могут стать громкие звуки, сильный шум, вибрация или механическая травма.

Более сложным случаем является глухонемота. Это неспособность не только слышать, но и говорить. Глухонемота может быть связана с тем, что ребёнок не слышит речи, а может быть вызвана и нарушениями голосового аппарата. Выявляя причину проблемы, сурдопедагог подбирает индивидуальный метод работы с таким учеником.

Наиболее сложным для коррекции случаем является слепоглухонемота. Глухого ребёнка обучают устной речи через визуальный контакт. Если же приобретённо или врождённо ребёнок не только глух, но и слеп, то обучить его речи вообще не представляется возможным. Но тем не менее такой человек остро нуждается в специальном обучении, чтоб приобрести элементарные навыки коммуникации и самообслуживания.

Болезнь Меньера – это скопление жидкости во внутреннем ухе. При этом оказывается давление на те клетки, которые отвечают за пространственную ориентацию тела и равновесие. Эта болезнь может быть вызвана инфекционными и другими воспалительными процессами во внутреннем ухе, травмами или нарушением работы сосудов.

Советы сурдопедагога

Если помощь сурдопедагога понадобилась, значит скорее всего ребёнку уже был поставлен диагноз тугоухость или же глухота. Это всегда сложно для родителей и близких маленького пациента. Но нужно понимать, что, не смотря на все сложности, люди с подобными проблемами могут замечательно адаптироваться в обществе, не отказывая себе в человеческих радостях жизни наравне с нормально слышащими. Но для этого требуется не только помощь сурдопедагога, но и напряжённая и кропотливая работа родителей и членов семьи. И в первую очередь следует придерживаться ряда простых и в то же время очень важных правил:

  • ПРИНЯТИЕ

Многие родители, волнуясь о том, как их ребёнок с проблемами слуха приспособится в обществе, пытаются относиться к нему как к слышащему, ставят слишком сложные для малыша задачи, выстраивают общение с ним без учёта того, что он их не слышит. Потому важно принять тот факт, что ребёнок плохо слышит или вообще не слышит и действовать в соответствии с этим.

  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Родительская гиперопека тоже ограничивает возможности ребёнка с ограниченным слухом адаптироваться в обществе. Ему и так следует научиться значительно большему, чем его хорошо слышащие сверстники, потому задача родителей не ограждать ребёнка от внешнего мира, а создать максимально комфортные и безопасные условия его познания.

  • ОБЩЕНИЕ

В силу того, что у людей с ограничениями слуха так или иначе возникают и проблемы с речью, потому общение для них очень затрудняется, становится нецелесообразным. Потому очень важно привить малышу с проблемами слуха не просто желание, а стремление и привычку общаться. Для этого нужно показывать ему пример общения с ним – использовать жестикуляцию, мимику, жесты. Нужно показать ребёнку, что общение – это прекрасно, зажечь в нём желание тоже обучиться этому увлекательному занятию.

Но в любом случае следует помнить, что при возникновении проблем со слухом следует сразу же обратиться к врачу сурдопедагогу. И пусть лучше это будет ложная тревога.

!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи



Новейшие исследования по теме Сурдопедагог

Всемирная организация здоровья выказала обеспокоенность, по поводу громкого прослушивания музыки, что приводит к проблемам со слухом, особенно в молодом возрасте.
Впервые в медицинской практике специалисты применили для генной терапии слуха кохлеарный имплантат. Данное устройство позволяет восстановить слуховые нервы, что в итоге значительно улучшает слух.

Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.