^

Здоровье

A
A
A

Социальное тревожное расстройство у детей

 

Социальное тревожное расстройство у детей - расстройство, характеризующееся устойчивым чрезмерным избеганием контактов со сверстниками и незнакомыми людьми, длящееся более 6 мес и сочетающееся с отчётливым желанием общаться с членами семьи и теми, кого ребёнок хорошо знает.

Синоним: уклоняющееся расстройство детского и подросткового возраста.

Код по МКБ-10

F93.2 Социальное тревожное расстройство в детском возрасте.

Эпидемиология

Социальное тревожное расстройство встречают нечасто, преимущественно наблюдают у мальчиков. Точных данных о распространённости нет, поскольку не все дети попадают под наблюдение психиатров.

Причины и патогенез социального тревожного расстройства

Наличие в характере ребёнка патологических черт психастенического, астенического или сенситивно-шизоидного типа. Имеют значение перенесённые в раннем детстве психические травмы.

Симптомы социального тревожного расстройства

Осторожность перед незнакомыми людьми рассматривают как нормальный психологический феномен со второй половины первого года жизни ребёнка до 2,5 лет, когда ему приходится сталкиваться с новой, незнакомой социальной средой.

У ребёнка с социально тревожным расстройством отмечают постоянный страх и/или избегание незнакомых людей и неизвестных ситуаций. Страх может главным образом проявляться при взрослых и/или при сверстниках. В новых социальных ситуациях или в которых ребёнок участвует поневоле, он испытывает существенный дистресс, проявляющийся плачем, отсутствием спонтанной речи, социальной аутизацией. Ребёнок проявляет напряжённость в присутствии посторонних, старается уклониться от контакта, отказывается отвечать на вопросы, не смотрит в глаза. В отличие от истинных аутистических расстройств, ребёнок нормально общается с родителями, другими членами семьи, людьми, которых хорошо знает. С ними он достаточно открыт, разговорчив, эмоционален.

Более лёгкие случаи социального тревожного расстройства в детстве могут быть выражены в виде чрезмерной робости, заторможенности, застенчивости, обидчивости, неспособности постоять за себя.

В препубертатном и пубертатном возрасте изменения характера становятся более отчётливыми. Большую выраженность приобретают робость, застенчивость, неумение постоять за себя. Появляются чувство неуверенности в себе, стремление быть менее заметным на людях повышенная сенситивность, впечатлительность. Наиболее тяжёлыми становятся публичные выступления.

Как правило, тревога, возникающая ещё до самого выступления, приводит к так называемой эмоциональной дезорганизации мышления. Дети и подростки, хорошо знающие предмет, при ответах путаются, непоследовательны, производят впечатление плохо подготовленных. Это усиливает чувство неполноценности и недовольства собой. Выраженность описанных особенностей эмоционально-личностного реагирования может быть настолько значительной, что мешает социализации ребёнка.

Диагностика социального тревожного расстройства

Диагностику проводят на основании вышеперечисленных особенностей поведения и эмоционально-личностного реагирования ребёнка или подростка, которые должны удовлетворять следующим критериям:

  • начало в соответствующий развитию возрастной период;
  • степень тревоги - патологическая;
  • тревога не является частью более генерализованного расстройства.

Показания к консультации других специалистов

Если социальное тревожное расстройство детского возраста приводит к социальной дизадаптации ребёнка или подростка, полностью не редуцируется при проведении психолого-педагогического вмешательства, необходима дополнительная консультация психиатра и клинического психолога.

К кому обратиться?

Чем лечить?

Прогноз

Описанные особенности эмоционально-личностного реагирования, как правило, сохраняются в той или иной степени на протяжении жизни индивида. В более тяжёлых случаях расстройства, а также при наличии хронической неблагоприятной психосоциальной ситуации возможна трансформация в расстройство зрелой личности тревожного (уклоняющегося) типа.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи

Использованная литература

  1. Педиатрия с детскими инфекциями - Запруднов А.М., Григорьев К.И. - Учебник. 2011
  2. Детские болезни - Шабалов Н.П. - 6-е издание. 2009
  3. Педиатрия - под руководством Баранова А.А. - Краткое руководство. 2014
  4. Неотложные состояния у детей - В.П. Молочный, М.Ф. Рзянкина, Н.Г. Жила - Справочник. 2010
  5. Пропедевтика детских болезней - Воронцов И.М., Мазурин А.В. 2009
!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.




Новейшие исследования по теме Социальное тревожное расстройство у детей

Ученые из США продемонстрировали, что пища, содержащая большое количество транс-изомеров жирных кислот, повышает раздражительность и агрессию.

Фотография – отличный способ не только сохранить память о приятных моментах, но и вновь пережить те эмоции, но, по мнению американских психологов, фотограф также может испытывать определенные эмоции во время работы, и процесс фотографирования может...

Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.