^

Здоровье

A
A
A

Расстройство экспрессивной речи (общее недоразвитие речи) у детей

 

Расстройство экспрессивной речи (общее недоразвитие речи) - одна из форм специфического нарушения речевого развития, при котором способность ребёнка использовать разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному развитию, притом что понимание речи обычно не страдает.

Классификация

Согласно логопедической классификации, расстройство экспрессивной речи соответствует общему недоразвитию речи 1-3 уровня.

При общем недоразвитии речи первого уровня (алалия) ребёнок практически молчащий, в то время как специфических расстройств понимания речи и интеллекта можно не обнаруживать (в большинстве случаев интеллект бывает ниже среднего уровня).

Причины и патогенез

В основе нарушений - задержка созревания нейрональных связей, обусловленная органическим поражением речевых зон коры (в постцентральной и премоторной зонах левого доминантного полушария у правшей). Имеются данные о роли генетических факторов. Определённое значение имеет неблагоприятное социальное окружение, при котором ребёнок контактирует с людьми, имеющими низкий уровень речевого развития.

Симптомы

Общее недоразвитие речи 1-3 уровня проявляется различной тяжестью нарушений экспрессивной речи. Отмечают бедность словарного запаса, низкий уровень словесного обобщения, трудности развёрнутого речевого высказывания, аграмматизмы (ошибки в употреблении словесных окончаний, нарушения словообразования), трудности в употреблении предлогов, глаголов, союзов. Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к общению. Нарушение разговорной речи становится очевидным с младенчества без какой-либо длительной фазы нормального пользования речью. И хотя нормальное речевое развитие в значительной степени индивидуализировано, отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к двум годам или простых фраз из 2-3 слов к трём годам должно быть расценено как признак задержки. Недоразвитие речи тормозит развитие познавательной деятельности ребёнка, что часто проявляется задержкой психического развития в целом.

Дифференциальная диагностика

Дифференциацию от вторичных расстройств, обусловленных глухотой, базируют на данных аудиометрического исследования и наличии качественных патологических признаков патологии речи.

Дифференциацию от приобретённой афазии или дисфазии, обусловленных неврологической патологией, основывают на констатации периода нормального речевого развития до травмы или других экзогенно-органических воздействий, манифестации эндогенного органического процесса. В сомнительных случаях для проведения дифференциальной диагностики и установления анатомического очага поражения проводят инструментальные методы (ЭЭГ, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга, КТ головного мозга).

Дифференциацию с общими расстройствами развития основывают на таких признаках, как отсутствие у детей с общим расстройством развития внутреннего языка воображаемой игры, неадекватное применение жестов, нарушения в невербальной сфере интеллекта и др.

Лечение

Курсы логопедических занятий, занятия с психологом, консультативное лечение у психиатра по показаниям.

Прогноз

Максимально возможное развитие речевой функции и компенсация психических и психоневрологических расстройств.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи

Использованная литература

  1. Педиатрия с детскими инфекциями - Запруднов А.М., Григорьев К.И. - Учебник. 2011
  2. Детские болезни - Шабалов Н.П. - 6-е издание. 2009
  3. Педиатрия - под руководством Баранова А.А. - Краткое руководство. 2014
  4. Неотложные состояния у детей - В.П. Молочный, М.Ф. Рзянкина, Н.Г. Жила - Справочник. 2010
  5. Пропедевтика детских болезней - Воронцов И.М., Мазурин А.В. 2009
!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.




Новейшие исследования по теме Расстройство экспрессивной речи (общее недоразвитие речи) у детей
Специалистам уже давно известно, что мальчики психически развиваются более медленно, чем девочки, помимо этого, речь у мальчиков развивается с некоторой задержкой, что не считается отклонением от нормы.
Учёные из Тихоокеанского лютеранского университета во главе с доктором Кристиной Мун обнаружили, что новорожденные гораздо более восприимчивы к звукам родного языка, чем считалось ранее.

Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.