^

Здоровье

A
A
A

Нарушения рефракции у детей

 

Рефракция глаза зависит от состояния четырех структур и их взаимодействия:

  1. оптическая сила роговицы;
  2. глубина передней камеры;
  3. оптическая сила хрусталика (его толщина и кривизна);
  4. длина передне-задней оси глаза.

Изменения одного или нескольких этих параметров обусловливают расстройство рефракции. Например, чрезмерный рост глазного яблока в передне-заднем направлении приводит к возникновению миопической рефракции.

В то время как гиперметропия слабой степени представляет собой физиологический вид рефракции для детей младшей возрастной группы, высокая степень гиперметропии, миопия и астигматизм ведут не только к нарушению зрения (затуманивание), но провоцируют появление косоглазия и амблиопии. В первый год жизни ребенка встречаются транзиторные расстройства рефракции, особенно астигматизм.

Для исследования нарушений рефракции у маленьких детей применяют различные методы.

Скрининг по остроте зрения

При стандартной технике скрининга главной целью является выявление амблиопии или грубых аномалий рефракции. К сожалению, данная методика не эффективна у детей, не достигших 3-4 летнего возраста.

Авторефрактометрия

Проведение авторефрактометрии целесообразно лишь на фоне циклоплегии, в остальных случаях метод малоинформативен.

Фоторефрактометрия

Фоторефрактометрию проводят с помощью фотографической техники. Метод дает возможность оценить расстройство рефракции по характеру отраженного от глаза изображения источника света. Существуют два способа фоторефрактометрии.

  1. Осевая фоторефрактометрия. Для оценки нарушения рефракции производят несколько снимков, но в большинстве случаев этой методике предпочитают внеосевую фоторефрактометрию.
  2. Внеосевая фоторефрактометрия. Для оценки нарушения рефракции требуется не более одного-двух снимков. Именно поэтому данная методика более распространена, особенно при проведении скрининга. Основным недостатком обеих методик является необходимость циклоплегии для выявления мелких рефракционных дефектов (особенно при гиперметропической рефракции).

Рефракция

Для выявления расстройств рефракции у детей по сей день основным методом является исследование субъективной и объективной рефракции.

Методы исследования рефракции

Для оценки нарушений рефракции применяют несколько методик. Некоторые исследования проводят в условиях медикаментозного паралича аккомодации, другие - без применения цик-лоплегических препаратов.

Исследования без применения циклоплегических средств

  1. Субъективную рефракцию исследуют в темном помещении. Перед глазом помещают положительные линзы, что препятствует включению аккомодации. Исследование всегда начинают с более сильных положительных линз, постепенно снижая их оптическую силу.
  2. Фиксация вдаль. Исследующий контролирует фиксацию ребенка вдаль, добиваясь расслабления аккомодации. Эта техника зарекомендовала себя как эффективный метод исследования рефракции у детей.
  3. Динамическая ретиноскопия. Представляет собой один из основных методов исследования рефракции. Проводят в затемненном помещении.

Исследования в условиях циклоплегии

В большинстве случаев точное определение рефракции у детей возможно только в условиях медикаментозного паралича аккомодации. Для этого ребенку закапывают один из циклоплегических препаратов. 1.0,5% или 1% раствор атропина закапывают от одного до трех раз в день за 3 дня до проведения исследования. 2.1% раствор циклопентолата закапывают дважды с интервалом в 10 минут непосредственно в день обследования. Рефракцию исследуют приблизительно через 30-40 минут после проведения инстилляций. 3.1% раствор тропикамида закапывают дважды с интервалом в 10 минут непосредственно в день обследования. Рефракцию исследуют приблизительно через 30 минут. Несмотря на то, что тропикамид эффективно расширяет зрачок, препарат не обеспечивает полной циклоплегии, в связи с чем его применение ограничено. Для детей, не достигших 6-месячного возраста, используют 0,5% раствор циклопентолата или 0,5% раствор тропикамида.

Нарушения рефракции

Субъективные методы исследования

Основная проблема, возникающая при исследовании субъективной рефракции, - невозможность осуществления контроля над аккомодацией. Наиболее распространенной ошибкой, возможной при использовании данной методики, является гипердиагностика миопии. Некоторые авторы утверждают, что в 10-15% случаев имеет место гиперкоррекция миопии.

Техника ретиноскопии

Хотя ретиноскопия - наиболее объективный метод определения рефракции, но и она имеет свои ограничения. Короткая передне-задняя ось младенческого глаза является причиной гипердиагностики гиперметропии в первые месяцы жизни ребенка, несмотря на попытки уменьшить рабочую дистанцию в процессе исследования. Смещение от центра всего на 10-15° в процессе внеосевой ретиноскопии способствует гипердиагностике как частоты астигматизма, так и его степени.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи

!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.




Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.