^

Здоровье

A
A
A

Нарушение поведения у детей

 

В данную рубрику включена группа поведенческих расстройств, характеризующихся стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения, доходящего до выраженного нарушения соответствующих возрасту социальных норм.

Примеры поведения, на которых основывают диагноз, включают чрезмерную драчливость или хулиганство; жестокость к другим людям или животным; грубые разрушения собственности; поджоги, воровство, лживость, прогулы в школе и уходы из дома, необычно частые и тяжёлые вспышки гнева; вызывающее провокационное поведение; постоянное откровенное непослушание. Любая из этих категорий при её выраженности достаточна для постановки диагноза, но изолированные акты не дают оснований для постановки диагноза.

Учитывая неоднородную природу и сложный механизм формирования, входящих в рубрику поведенческих расстройств, для их диагностики необходимо проводить индивидуальное обследование, направленное на установление причинного фактора с определением удельного веса биологической и социально-психологической составляющей. Это прерогатива психиатра. Педиатр должен иметь представление об основных типах поведенческих расстройств, их клинических особенностях, дифференцируя в первую очередь социализированные и несоциализированные формы.

Существовавшее до перехода на МКБ-10 в отечественной психиатрии выделение синдромов расстройств поведения проводилось с использованием многоосевой классификации, предложенной В.В. Ковалёвым (1985). Классификация включала следующие оси:

  • социально-психологическую;
  • клинико-психопатологическую;
  • личностно-динамическую.

Социально-психологический подход позволял квалифицировать разнообразные по проявлениям формы поведения как девиантные, отклоняющиеся от принятых в данном обществе форм по морально-этическим соображениям.

Клинико-психопатологический подход предусматривал деление девиантного поведения на патологические (по МКБ-10 асоциализированные) и непатологические (по МКБ-10 социализированные) формы поведения. Основные критерии отнесения девиантного поведения к проявлениям патологии (В.В. Ковалёв, 1985):

  • наличие патохарактерологического синдрома (наличие у субъекта патологических свойств характера);
  • проявление девиантного поведения за пределами основных микросоциальных групп;
  • сочетание нарушений поведения с расстройствами невротического уровня (пониженный фон настроения, нарушения сна, аппетита, тревога и др.);
  • динамика девиантного поведения с тенденцией к патологической трансформации личности.

Личностно-динамическая ось позволяет относить нарушения поведения к трём основным проявлениям динамики личности - реакциям (характерологическим, патохарактерологическим), развитиям (социально-психологической деформации личности в процессе длительного нахождения в аномальной психосоциальной ситуации либо формированиям в процессе онтогенеза конституциональных ядерных психопатий) и состояниям (сформированным психопатиям и акцентуациям характера).

Несоциализированные нарушения поведения

Код по МКБ-10

F91.1 Несоциализированное расстройство поведения.

Тип поведения, характеризуемый сочетанием упорного диссоциального или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношения ребёнка с другими детьми и взрослыми.

Эти расстройства поведения соответствуют существующим в отечественной психиатрии представлениям о патологических формах девиантного поведения. Патологические формы девиантного поведения наиболее часто проявляются типологическими вариантами.

  • Типологический вариант с преобладанием повышенной аффективной возбудимости. В структуре расстройства поведения преобладают проявления эмоциональной возбудимости, раздражительности, склонности к аффективным разрядам с агрессивными действиями (драками, оскорблениями) и последующей соматопсихической астенией. Характерны выраженные реакции активного протеста, оппозиционное поведение, связанное с ограничениями и запретами, накладываемыми педагогами или родителями. При этом дети либо активно протестуют против школьного режима, либо отказываются от занятий.
  • Для типологического варианта с преобладанием психической неустойчивости характерна повышенная внушаемость, зависимость поведения от внешних условий с преобладанием мотивов получения удовольствия, склонностью к лживости и воровству, лёгкому приобщению к употреблению наркотиков.
  • Типологический вариант с преобладанием нарушений влечений включает в себя наиболее часто уходы и бродяжничество, агрессивно-садистические расстройства. Дромоманические тенденции часто сочетаются с нарушениями сексуального влечения, нередко принимающего характер перверсии. У девочек сексуальная расторможенность - ведущий признак в патологии поведения данного варианта.
  • Импульсивно-эпилептоидный вариант выражен в склонности к длительным и интенсивным аффективным вспышкам, возникающим мгновенно, иногда по незначительному поводу, сопровождающимися агрессивными актами, в замедленном выходе из состояния угрюмо-злобного аффекта, мстительностью, упрямством, реакциями активного протеста. На фоне колебаний настроения с дисфорическим оттенком нередко наблюдают брутальные антиобщественные поступки как выражение злобно-агрессивного аффекта.

Лечение

Помощь оказывают в условиях стационарных и внебольничных форм психиатрической помощи (стационары, полустационары, диспансеры), а также в учреждениях непсихиатрического профиля, располагающих лицензией на оказание медицинских услуг (медико-психологические кабинеты детских поликлиник, центры психолого-медико-социального сопровождения).

Социализированное расстройство поведения

Код по МКБ-10

F91.2 Социализированное расстройство поведения.

Включают расстройство поведения группового типа; групповую делинквентность; правонарушения в условиях членства в банде; воровство в компании с другими.

Этот тип расстройства поведения характеризуют стойким диссоциальным и агрессивным поведением, возникающим у детей, обычно хорошо интегрированных в группе сверстников. Основной признак, позволяющий дифференцировать их от несоциализированных расстройств поведения, - наличие адекватных, длительных взаимоотношений со сверстниками. Они соответствуют существующим в отечественной психиатрии представлениям о непатологических формах девиантного поведения.

Лечение

Помощь оказывают в открытых и закрытых учреждениях немедицинского профиля, занимающихся коррекционно-воспитательной работой с трудными детьми и подростками (специализированные школы, учебно-воспитательные комплексы для социально дизадаптированных детей и подростков).

Оппозиционно-вызывающее расстройство поведения

Код по МКБ-10

F91.3 Вызывающее оппозиционное расстройство.

Этот тип расстройств поведения определяется наличием негативистического, враждебного, вызывающего, провокационного поведения, находящегося за пределами нормального уровня поведения ребёнка этого же возраста в аналогичных социально-культурных условиях, отсутствием более тяжёлых диссоциальных или агрессивных действий, нарушающих закон или права других.

Это расстройство характерно для детей в возрасте до 10 лет. У старших детей данный вид нарушения обычно сопровождается диссоциальным или агрессивным поведением, что превышает открытое неповиновение, непослушание или брутальность.

Лечение

Помощь оказывают в открытых учреждениях психолого-медицинского характера (центры психолого-медико-социального сопровождения, детские консультативные центры медицинского психолога, медико-психологические кабинеты детских поликлиник).

К кому обратиться?

Чем лечить?

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи

Использованная литература

  1. Педиатрия с детскими инфекциями - Запруднов А.М., Григорьев К.И. - Учебник. 2011
  2. Детские болезни - Шабалов Н.П. - 6-е издание. 2009
  3. Педиатрия - под руководством Баранова А.А. - Краткое руководство. 2014
  4. Неотложные состояния у детей - В.П. Молочный, М.Ф. Рзянкина, Н.Г. Жила - Справочник. 2010
  5. Пропедевтика детских болезней - Воронцов И.М., Мазурин А.В. 2009
!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.




Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.