^

Здоровье

A
A
A

Нарушение активности и внимания у детей

 

Нарушение активности и внимания - группа расстройств, объединённая по феноменологическому принципу на основании слабомодулированного поведения с несоответствующими возрасту гиперактивностью, дефицитом внимания, импульсивностью и отсутствием устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий.

Для этой группы расстройств характерно отсутствие чётких клинических границ и надёжных диагностических маркёров.

Код по МКБ-10

F90.0 Нарушение активности и внимания.

Эпидемиология

Эпидемиологические исследования, выполненные в разных странах демонстрируют большой разброс показателей (от 1-3 до 24-28%) в популяции. Это может свидетельствовать о реально существующих локальных причинах, приводящих к росту данной психической патологии в конкретных регионах. Значительная часть исследований мало сопоставима из-за различий в методологии и технических способах проведения, критериях диагностики, неоднородности исследуемых групп детского населения. Большинство психоневрологов указывают на 3-7% детей школьного возраста. У мальчиков гиперкинетические расстройства встречают в 4-9 раз чаще, чем у девочек.

Классификация нарушения активности и внимания

Классификацию гиперкинетических расстройств основывают на критериях МКБ-10. Главное подразделение проводят в зависимости от присутствия или отсутствия сопутствующих синдромов нарушения активности и внимания, признаков агрессивности, делинквентности или диссоциального поведения.

Диагноз «нарушение активности и внимания» (расстройство или синдром дефицита внимания с гиперактивностью; гиперактивное расстройство дефицита внимания) используют когда имеются общие критерии гиперкинетического расстройства (F90.0), но нет критериев расстройства поведения.

Диагноз «гиперкинетическое расстройство поведения» ставят, когда имеются полные критерии и для гиперкинетических расстройств, и для расстройств поведения (F90.1).

По американской классификации DSM-IV выделяют три формы:

  • с преобладанием гиперактивности/импульсивности;
  • с преобладанием нарушения внимания;
  • смешанная, при которой гиперактивность сочетается с нарушением внимания.

Ряд отечественных исследователей проводят дифференциацию по клинико-патогенетическому принципу. Выделяют энцефалопатические формы, в генезе которых значительную роль играют ранние органические поражения ЦНС, дизонтогенетические формы с асинхронией развития (как возрастной эквивалент формирующихся психопатий и акцентуаций характера) и смешанные варианты.

Причины нарушения активности и внимания

Этиология до конца не установлена. Выделяют три группы факторов, которые могут служить причинами развития синдрома, - медико-биологические или церебрально-органические факторы, генетические и психосоциальные. Самостоятельное значение психосоциальных факторов сомнительно, чаще всего они усиливают проявления синдрома генетического, церебрально-органического или смешанного генеза.

Патогенез нарушения активности и внимания

Результаты биохимических исследований показали, что в патогенезе важную роль играют основные нейромедиаторные системы головного мозга (дофаминергические, серотонинергические и норадреналинергические). При этом было установлено наличие принципиальных различий в обмене моноаминов при данной патологии. Неоднозначность биохимических показателей объясняют патогенетической гетерогенностью синдрома.

Патологические изменения регистрируют в различных участках мозга - префронтальных зонах мозговой коры, заднем ассоциативном центре, области таламуса, проводящих путей.

Симптомы нарушения активности и внимания

Клинические проявления различны в разных возрастных группах (дети дошкольного возраста, школьники, подростки, взрослые). Есть данные о том, что 25-30% детей сохраняют основные проявления синдрома, став взрослыми.

Дети дошкольного возраста отличаются от сверстников высокой двигательной активностью уже в первые годы жизни. Они находятся в постоянном движении, бегают, прыгают, пытаются залезть, куда могут, хватают руками всё, что оказывается перед их глазами, не задумываясь, ломают и кидают предметы. Ими руководит неутомимая любознательность и «бесстрашие», из-за чего они часто оказываются в травмоопасных ситуациях - могут упасть в ямы, подвергнуться удару тока, сорваться с дерева, получить ожоги и т.п. Они не могут ждать. Желание должно быть выполнено здесь и сейчас. При удержании, отказе, замечании дети устраивают истерики или испытывают приступы гнева, часто сопровождающиеся вербальной и физической агрессией.

Симптомы нарушения активности и внимания

Диагностика нарушения активности и внимания

В настоящее время разработаны стандартизированные диагностические критерии, представляющие собой перечни наиболее характерных и чётко прослеживаемых признаков данного расстройства.

  • Проблемы поведения должны иметь раннее начало (в возрасте до 6 лет) и длительную продолжительность.
  • Расстройства требуют анормальных уровней невнимательности, гиперактивности, импульсивности.
  • Симптомы должны отмечаться более чем в одной ситуации (дома, в школе, клинике).
  • Симптомы выявляют при прямом наблюдении и не обусловлены другими расстройствами, такими как аутизм, аффективное расстройство и др.

Диагностика нарушения активности и внимания

Профилактика нарушения активности и внимания

Максимально раннее проведение патогенетически обоснованной терапии, минимизирующей влияние психосоциальных факторов, определяющих дальнейшее развитие психопатологического состояния. Задача педиатра - при наличии у пациента признаков гиперактивности рекомендовать родителям консультацию ребёнка у психиатра или невропатолога.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи

Использованная литература

  1. Педиатрия с детскими инфекциями - Запруднов А.М., Григорьев К.И. - Учебник. 2011
  2. Детские болезни - Шабалов Н.П. - 6-е издание. 2009
  3. Педиатрия - под руководством Баранова А.А. - Краткое руководство. 2014
  4. Неотложные состояния у детей - В.П. Молочный, М.Ф. Рзянкина, Н.Г. Жила - Справочник. 2010
  5. Пропедевтика детских болезней - Воронцов И.М., Мазурин А.В. 2009
!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.




Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.