^

Здоровье

Лечение плоскостопия у детей

Очень часто родители до конца не понимают всей опасности развивающегося у ребенка плоскостопия. «Ну, подумаешь, отпечаток ножки слегка приплюснут», - говорят плохо информированные взрослые. Но плоскостопие – это очень коварное заболевание. При видимой легкости, малыш не инвалид, что еще надо, данная патология не проходит самостоятельно, а со временем только усугубляется. Деформация ножки – этот диагноз по статистике затрагивает свыше 65 % деток дошкольного возраста, а по выходу из среднего учебного заведения этот показатель еще более пугающий. Поэтому лечение плоскостопия у детей – не прихоть ортопедов – это настоятельная рекомендация родителям, которые хотят видеть своих отпрысков здоровыми.

Упражнения при плоскостопии у детей

Все применяемые мероприятия, используемые для лечения плоскостопия у детей, направлены на одно – снизить уровень плоскости сводов подошвы и наклона пяточек малыша вперед. С годами сложились определенные лечебные комплексы, основанные на особенностях строения и механической работы мышечных и связочных тканей нижних конечностей. Преимущественно терапия ведется комплексная. В нее зачастую входят: ношение специальной ортопедической обуви, упражнения и массажи, направленные на поднятие свода стоп.

Лечебные упражнения при плоскостопии у детей, которые приписываются маленькому пациенту на начальном этапе терапии, выполняются, преимущественно, из положения лежа или сидя. Такой подход дает возможность исключить из нагрузок вес тела малыша, что необходимо в стартовый период.

Лечебный комплекс не ограничивается нагрузкой только проблемной зоны. Упражнения обычно чередуются, заставляя работать то непосредственно мышцы области стопы, то идет общеукрепляющая и развивающая нагрузка мышечных тканей всего организма ребенка. Необходимый конечный результат – это получить мышечный баланс стопы, позволяющий удерживать ее свод в правильном, физиологически обоснованном положении. Такой подход автоматически позволит улучшить и скоординированность движений тела ребенка. Основная направленность упражнений – это улучшение оттока лимфатической жидкости, стимуляции кровообращения и производства внутрисуставной жидкости, что приводит к лучшей подвижности суставов.

А чтобы занятия не были похожи на принудительные, получаемые через силу, с истериками со стороны малыша, нагрузки, их можно превратить в веселую игру. Взять какую-то тему и обыграть ее. Например, «остров сокровищ» или «пиратская вечеринка». Придумайте каждому упражнению соответствующее название, и малыш будет с удовольствием выполнять все, что от него требуется, только бы добраться до ларца с сокровищами.

Упражнение «бревнышко». Представляем с ребенком, что пробираемся через непроходимые джунгли: малыш начинает ступней сначала одной, а затем другой ножки катать бревнышко, скалку, небольшое мячик или счеты.

«Считаем пиастры»: начинаем с положения сидя на коврике. При этом у малыша ноги согнуты в коленах, пяточки хорошо опираются на поверхность. На протяжении всего упражнения они не должны отрываться от пола. Пальцы ног слегка накрывают лежащее на полу полотенце или салфетку. На полотенце насыпана горсть небольших камешков (можно проявить фантазию и камни заменить другими предметами). Теперь малыш начинает фалангами одной ноги перебирать так, чтобы утяжеленное полотенце подтягивалось к пяточкам. То же проделать и пальчиками другой ноги.

Упражнение «точим кинжал»: маленький пират должен сесть на коврик, вытянув ноги, коленки не согнуты. Большим пальцем правой ножки, начинаем контактное движение от большого пальца левой ноги до колена. Повторяем такие поглаживания три – четыре раза. Затем положение ног меняем местами.

«Сборщик дани»: ребенок сидит на коврике, ноги согнуты в коленях. По полу рядом разбросаны различной конфигурации и фактуры предметы (резиновый слоник, сосновая шишка, бельевая прищепка и другие). Малышу пальчиками нижних конечностей необходимо собрать все предметы с пола и сложить в одно место. Работать попеременно должны обе ножки, стараясь, чтобы захваченный предмет не упал в процессе переноса. Не пользуясь руками, переложить игрушки из одной кучки в другую.

Упражнение «черная метка»: карапуза можно посадить на небольшой стульчик. На пол ложится листок бумаги. Одной ногой малыш придерживает его, а другой, с зажатым между пальчикаами карандашом, начинаем «писать» или изображать различные фигурки. Через определенное время действие ног меняем местами.

Упражнение «разбойник»: Положение сидя на коврике, колени согнуты, пяточки плотно стоят на поверхности. Движения проделываем сразу двумя ногами. Начинаем сгибать фаланги пальцев нижних конечностей, пятка при этом подтягивается к пальцам (малыш пытается повторить, как ползут гусеница), фиксируем пятку на одном месте – пальчики разгибаем. Такое продвижение проделываем до момента, когда пальцы перестают касаться поверхности.

Упражнение «фрегат»: малыш сидит на коврике, ноги согнуты, ступни малыша соединены друг с другом. Плавно стараемся разогнуть колени до того момента, пока пальчики и пяточки еще в состоянии соприкасаться. Попытайтесь получить из прижатых стоп форму корабля.

Упражнение «шторм»: сидя на коврике с выпрямленными ногами, малыш должен постараться описывать ступнями круги то в одну, то в другую сторону. Если это не получается сделать двумя ногами вместе, можно сделать сначала левой, а затем правой конечностью, результат от этого не ухудшится.

Упражнение «изучение пиратской карты»: карапуз сидит на коврике, ножки согнуты и слегка расставлены в сторону (расстояние между ними около 20 см). Пяточки зафиксированы на одном месте, а согнутые пальчики начинают постепенно сближаться друг с другом, затем наоборот разводить в разные стороны, «прокручиваясь» на пятках. Повторить серповидные движения несколько раз.

Упражнение «насос»: маленький человек сидит на коврике с согнутыми ножками, при этом он опирается в пол только носочками, пяточки приподняты над поверхностью. Начинаем двигать ступню вниз и вверх (пятка не касается пола – «качаем воду»). Постепенно, в процессе выполнения действий, ноги в коленях выпрямляем.

Упражнение «часовой»: Малыш «стоит на посту». Начинаем сводить и разводить пяточки при этом пальчики остаются на месте. Подошвы не отрываются от поверхности, ноги прямые.

Упражнение «атака, или бег по пересеченной местности»: Карапуз определенное время просто ходить по коврику на пяточках (подошва и пальчики не должны касаться поверхности).

Ежедневные упражнения очень полезны (желательно даже выполнять их два раза в день), должны принести малышу и эмоциональное удовольствие. Такие игры безумно нравятся деткам дошкольного возраста. Ребенку постарше можно эти простые упражнения обыграть несколько по-иному. Но обязательно взрослый должен следить за тем, чтобы все упражнения выполнялись правильно и с должной амплитудой. В противном случае все занятия теряют смысл. Каждое упражнение следует проделывать 10 – 15 раз. Суммарно на выполнение всего комплекса должно уходить около 15 мину. Не следует больше нагружать малыша – это ему может надоесть и заставить его сделать что-то снова будет проблематично.

Впоследствии можно добавить и известные всем упражнения: ходьбу на пяточках, на носочках, на внешнем крае стопы. При этом полезным будет смена покрытия разной фактуры. Например, сначала голый пол, затем галька, потом песочек, коврик и так далее (тут все зависит от фантазии родителей). В летнее время желательно, если малыш будет ходить босиком по земле – лучшего массажа не придумать. Главное, чтобы взрослые были уверены, что на земле нет стекол, гвоздей и других, опасных для нежной кожи малыша, предметов.

Но стоит запастись терпением. За несколько занятий прийти к ожидаемому результату не получится. Порой необходимо полгода ежедневных занятий, чтобы получить желаемый эффект. И еще один из ключевых моментов успеха – не забывайте хвалить малыша, даже если у него не все получается. Для него похвала родителей - это лишний стимул стараться еще больше.

Лечение массажем плоскостопия у детей

В случае диагностики плоскостопия или подозрения на него, практически с грудничкового возраста, применяются мягко-контактные техники проведения мануальной терапии и массажа. Лечение массажем плоскостопия у детей направлено на стимулирования лимфооттока и кровообращения в проблемной зоне, укрепления мышц и соединений, на которые идет основная нагрузка по поддерживанию свода стопы. Путем воздействия на суставной и связочный аппараты, массаж призван провести коррекцию патологических деформаций, которым подверглись голеностоп и стопа ребенка.

Вследствие деформации стопы, идет перераспределение нагрузок, что впоследствии может сказаться на состоянии позвоночника и всей опорно-двигательной системы. Поэтому массаж должен захватывать все группы мышц, хотя и особое внимание, естественно, уделяется непосредственно патологической зоне.

Чтобы ускорить процесс стабилизации, разумным будет сочетание лечебной гимнастики и массажей, которые необходимо выполнять ежедневно.

Рассмотрим наиболее общие методы массажа:

  • Массаж спины:
    • Ребенок ложится на животик, руки расслаблены вдоль тела.
    • Массаж начинается с мягких круговых поглаживаний спинки ладонями рук. Постепенно прессинг увеличивается, и от поглаживания переходят к растиранию, при этом кожа должна немного покраснеть.
    • Проходим ребром руки с одной и другой стороны вдоль всего позвоночника.
    • Затем с небольшим натягом проводит несколько раз ладонью от крестца малыша в направлении подмышек. Проделать это необходимо несколько раз.
    • Затем слегка пощипать всю поверхность спины. Теперь кожный покров отлично разогрет.
    • Всеми фалангами руки захватить кожную складочку. Перебирая фалангами, провести получившийся бугорок вверх по всей спинке, аналогично пройтись и вниз.
    • Окончание массажа аналогично началу – поглаживание спинки мягкими движениями рук.
  • Массажируем ноги. Малыш так же лежит на животе.
    • Последовательность действий аналогична массажу спины. Сначала гладим поверхность ножки от бедра до щиколотки и стопы.
    • Затем начинаем растирать, постепенно наращивая давление. Растираем, чтобы кожа порозовела.
    • Легонечко пощипываем, прорабатывая весь кожный покров ножки ребенка.
    • Заканчиваем снова поглаживаниями.
  • Приступаем к работе со стопой и голенью малыша. Исходное положение тоже. Последовательность нагрузок аналогичная: погладить – растереть – размять – пощипать – снова растереть и напоследок опять погладить. Стоит лишь отметить, что с особой тщательностью нужно разминать мышечные ткани голени. При массаже стопы необходимо уделить внимание каждому пальчику, поработать с ним, хорошенько размять каждый суставчик и все подушечки. Существует и рекомендованная очередность разминаемых и растираемых мест: начинаем с икроножной мышцы, затем переходим к ахиллесову сухожилию. После окончания тщательной его обработки принимаемся за наружную сторону голени, впоследствии переходим к внутренней. Далее начинаем массировать стопу с тыльного бока, акцентируясь на подошве. Опять возвращаемся к обработке икроножной мышцы и снова доходим до стопы. И так несколько раз.
  • Теперь переворачиваем ребенка на спинку (или он это делает самостоятельно) и проделываем то же самое и в той же последовательности, только с передним кожным покровом и мышцами малыша. Стоит лишь напомнить, что со стороны лица движения должны быть более легкими, прессинг меньше. Стоит снизить силу разминания и пощипывания.

Не следует забывать, чем раньше начать заниматься исправлением дефекта, тем меньше усилий необходимо прикладывать и меньше времени придется затратить на получение необходимого результата.

Лечение вальгусного плоскостопия у детей

Вальгусное плоскостопие – таким словосочетанием ортопеды определяют патологию, когда косточка пяточной зоны отклонилась от своего нормального положения наружу. В народе такой дефект называют «косолапием». Если деформация затрагивает поперечные мышцы, получаем поперечное вальгусное плоскостопие, если продольные – то соответственное название. Отсюда и проводят комплексное, но более направленное лечение вальгусного плоскостопия у детей.

При этом достаточно просто и самостоятельно определить нормально или с патологией расположены ноги. Для этого нужно мысленно провести линию от промежутка между пальцами конечностей (промежуток берем между двумя внутренними и тремя наружными), проводим ее по середине коленной чашечки и к тазобедренному суставу. Любое отклонение от этой линии является подтверждением присутствующей деформации. При этом различают вальгусное искривление: голень западает внутрь, ноги визуально смотрятся как буква «Х». Варусное искривление, соответственно, голень выпадает наружу, визуально ноги образовывают бублик.

При любой из этих патологий малыш очень быстро устает, у него появляются боли в нижних конечностях. Своевременное и комплексное лечение вальгусного плоскостопия у детей позволит полностью восстановить потерянный мышечный тонус, исправить искривление, привести в норму состояние свода стопы. После всестороннего обследования лечащий врач – ортопед подберет терапию, которая будет наиболее эффективна в конкретном случае.

  • Первое правило терапии – в положении стоя, ножки малыша должны смыкаться друг с другом – это позволит снизить нагрузку на нижние конечности, а, соответственно, и на стопы, соединительные ткани и суставы.
  • Уменьшить продолжительность пеших прогулок.
  • Хорошим вкладом в купирование плоскостопия будет посещение бассейна, бегание босиком по различным фактурам грунта (травка, песочек, галька), катание на велосипеде. Игра с мячом, хождение по бревну и лазание по лестнице – все это прекрасный вклад в копилку успеха.
  • Для коррекции дефекта, ортопед выписывает пациенту ортопедическую обувь и специальные стельки, которые подбираются или изготавливаются непосредственно под ножку ребенка.
  • Не обойтись и без ежедневной лечебной гимнастики с ее оздоровительными упражнениями.
  • Не последнюю роль в выздоровлении играют и массажи, которые проводятся по схеме, специальными курсами. Промежутки между комплексами занятий около месяца. Количество процедур в одном курсе назначается врачом индивидуально и может составлять от 10 до 20.
  • В случае неэффективности проводимой терапии, доктор может принять решение о необходимости хирургического вмешательства. Назначается варизирующая остеотомия. Смысл операции: в бедренной кости иссекают клиновидный осколок, а оставшуюся костную ткань соединяют посредством винтов. После окончания оперативного вмешательства используют специальный аппарат, позволяющий наружно фиксировать кость. Такая процедура имеет называние - остеосинтез по методу Илизарова.

Лечение поперечного плоскостопия у детей

В нормальном, естественном, состоянии подошва человека снабжена двумя выемками (сводами). Первый или продольный, располагается с внутренней стороны и является наиболее заметным. Второй расположен у основания фаланг и называется поперечным. В зависимости от того в каком месте наблюдается просадка свода и диагностируется продольное или поперечное плоскостопие. Обе эти выемки работают на нормальную амортизацию, которая необходима при ходьбе, а так же принимают участие в функционировании вестибулярного аппарата, позволяющего поддерживать равновесие. Если же связки и мышцы у ребенка ослаблены, то поддерживать необходимую форму стопы они не могут. Подошва теряет свои рессорные характеристики. При этом происходит перераспределение нагрузки: она частично со стопы переходит на суставы нижних конечностей и позвоночный столб. Постоянный повышенный прессинг на органы, которые к таким нагрузкам не приспособлены, и постепенно начинает наблюдаться деформация суставов и позвоночника, появляется болевая симптоматика.

Лечение поперечного плоскостопия у детей начинается с постановки диагноза. Боль купируют лекарственными препаратами, а ситуацию пытаются исправить, подключив физиотерапевтические процедуры.

  • Врач – ортопед, быстрее всего, посоветует больному носить ортопедическую обувь, которую можно приобрести в специализированных магазинах или изготовить на заказ, индивидуально под стопу пациента. Иногда будет достаточно и ортопедической стелечки. У нее по внутренней стороне находится специальное утолщение (супинатор), на месте пяточки должно присутствовать небольшое углубление, а у основания фаланг – подушечка. Наличие клиновидных вставок дает возможность регулировать угол наклона стопы.
  • Лечение плоскостопия у детей всегда комплексное. Поэтому кроме специальной обуви, малышу назначается массаж, позволяющий активизировать кровоток в проблемной области и улучшить отток лимфы. При этом повышается тонус мышц и связок, которые должны заработать нормально, исправляя создавшуюся ситуацию.
  • В каждом случае подбирается и конкретный комплекс упражнений, который кроме повышения общего мышечного тонуса, должен направленно работать на восстановление утерянных функций.

Такое сочетание методик позволит более эффективно провести лечение поперечного плоскостопия у детей, существенно уменьшив симптоматику заболевания. Если терапия была начата на ранней стадии заболевания, то вполне реально избавиться от патологии раз и на всегда. В случае же тяжелой степени заболевания, таим комплексным подходом болезнь можно затормозить или приостановить. В особо тяжелых случаях обойтись без хирургического вмешательства не получится.

Лечение продольного плоскостопия у детей

Наиболее часто у деток школьного и дошкольного возраста наблюдается плоскостопие продольного свода. Такая патология на сегодняшний день достаточно хорошо купируется. При выполнении всех указаний доктора, получается достаточно эффективно восстановить продольный свод. Лечение продольного плоскостопия у детей обходится без оперативного вмешательства, так как ребенок еще продолжает расти и развиваться, что дает хорошие шансы консервативным методикам воздействовать на связки, мышечные ткани и кости маленького пациента, приводя их к норме.

Для коррекции патологии доктор назначает маленькому пациенту лечебную физкультуру и специальные массажи, призванные исправить ситуацию. Лечебная физкультура – это комплекс упражнений, включающих в себя ходьбу на пяточках и пальчиках, на наружной и внутренней стороне стопы. Малышу необходимо проделывать пальчиками нижних конечностей действия, которые в повседневной жизни мы выполняем руками: фалангами пальцев нижних конечностей собирать и перекладывать различные предметы. Используются и различные упражнения в виде «мельницы», «серпа». Весь необходимый комплекс покажет специально обученный медицинский работник, который трудится при каждой поликлинике, где есть кабинет ЛФК.

Если у вас есть дача или участок земли в деревне, малышу, да и самим взрослым, будет полезным походить по земле босиком. И чем разнообразнее будет структура почвы, тем лучше: трава, затем небольшие камешки, песочек, бревнышко, лесенка. Главное быть уверенным, что в траве нет стекол и острых камней, которые способны поранить ножки малыша. Похожий «участок природы» можно создать и в своей квартире самостоятельно.

Ношение ортопедических аксессуаров напрямую зависит от возраста малыша. Карапуз посещает еще в садик, тогда ему ортопед порекомендует ходить в специальной обуви, которая снабжена жесткой поверхностью и невысоким каблучком. Специальные ортопедические стелечки в таком возрасте применять не рекомендуется. После семилетнего возраста нагрузки на нижние конечности возрастают: в школе появляются уроки физической культуры, многие родители записывают своих чад в спортивные секции, ребенок ведет более подвижный образ жизни: игры в футбол со сверстниками и так далее. В данной ситуации ортопед посоветует для ребенка приобрести ортопедические стельки, которые можно купить в аптеке или специализированном магазине. Данный товар подбирается индивидуально под каждую стопу.

Если ребенок жалуется на боли в ножках, усиливающиеся при ходьбе, ортопед проведет манипуляции по выведению стопы в необходимое положение и зафиксирует лангетом или гипсовой повязкой, которую придется терпеть около двух – трех недель. После этого лангет меняют на другой, с более слабым закреплением. Такое положение дел выдерживают три – четыре недели. После того как компрессионная повязка снята, ребенку рекомендован комплекс лечебных упражнений, массаж, ходить необходимо, используя ортопедические стелечки.

К оперативному вмешательству прибегают только в особенно сложных случаях.

Лечение врожденного плоскостопия у детей

Врачи – ортопеды разграничивают плоскостопие, приобретенное уже после рождения, и врожденные случаи патологии. Вариант врожденного заболевания наблюдается достаточно редко, но они все же бывают. Преимущественно деформационные изменения происходят еще в утробе матери, по причинам различного генезиса. Лечение врожденного плоскостопия у детей начинается с выведения стопы и суставов в нормальное положение и накладывание фиксирующей повязки из гипса. Через семь – десять дней гипс снимают и, подкорректировав, накладывают снова. Терапия достаточно болезненна, обременительна и занимает от восьми до десяти недель. Уже после того как компрессионная повязка снята грудничку назначаются специальные тонизирующие массажи и другие физиотерапевтические процедуры (неплохой тонизирующий результат дают контрастные ванны для стоп). К хирургическому лечению, в случае врожденной патологии, прибегают только в случае крайней необходимости, когда добиться необходимого эффекта консервативными методами не удается.

Родителям необходимо очень внимательно следить за тем как ходит их малыш, насколько правильно он ставит стопу. Ведь чем раньше распознано заболевание и начато лечение, тем выше вероятность полного восстановления и избавления от болезни навсегда.

Ребенок беззащитен и не всегда может четко сформулировать, что его беспокоит, и только от внимательного отношения взрослых во многом зависит здоровье их малыша. Лечение плоскостопия у детей тем эффективнее, чем раньше будет установлен диагноз и приняты адекватные меры: укрепление мышц и связок, поддерживающих свод стопы, улучшение кровообращения и лимфооттока – это основные вехи в выздоровлении маленького человечка.

!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи



Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.