^

Здоровье

A
A
A

Иерусалимский синдром

 

Иерусалимский синдром является редким психическим заболеванием и характеризуется патологическими симптомами на основе религиозной тематики, сопровождающихся психозом или бредом. Клинически болезнь была впервые описана Германом Хайнцом израильским специалистом в области психологии в 1930 году. Тем не менее, первые признаки синдрома были описаны путешественником Феликсом Фабером во времена средневековья. Кроме того, много случаев синдрома фиксировали среди туристов XIX века.

Эпидемиология

По статистическим данным этой больницы поступает почти 60 человек в год, бывают моменты, когда в клинике отсутствуют свободные места.

Религиозному бреду подвержены как мужчины, так и женщины Первые идентифицируют себя с Иисусом Христом, вторые с его спутницей Девой Марией.

Статистические данные основываются только на тех пациентах, которые агрессивно вели себя в людных местах. Врачи полагают, что людей, считающих себя мессиями, на много больше, но их поведение не угрожает окружающим и их не помещают в специальные учреждения.

Причины иерусалимского синдрома

Синдрому могут быть подвержены многие туристы. Но, как показали исследования, часть паломников, приехавших на встречу со святыней, уже имела психические проблемы ранее. Таких людей было выявлено около 90% и только у 10% не было таких проблем.

Симптомы иерусалимского синдрома

Некоторые из паломников и туристов с тонкой психической организацией при встрече с Землей обетованной испытывали чрезвычайный восторг. Человек при осмотре достопримечательностей, всецело проникшись святыней, испытал крайнюю стадию наслаждения. Иерусалимский синдром выражается тем, что люди провозглашают себя на роль мессий и пророков, которых высшие силы направили на Землю для выполнения особых заданий. При этом происходит демонстрация специфического поведения.

В Израиле создана больница, куда поступают такие пациенты. Они становятся жертвами своей собственной чрезмерной чувствительности.

В целом, симптомы данной патологии встречаются у людей глубокой веры, для которых встреча с городом мечты, где происходили библейные события, была особо значительной и долгожданной.

Ухудшение может произойти, если путешественник сильно перевозбужден. Приезжая в Израиль, такой человек может стать узником религиозного экстаза. У такого человека, прибывшего в составе экскурсионной группы нет желания контактировать с другими людьми и он пытается уединиться.

Другой характерной чертой религиозной одержимости является утрата аппетита и сна. Иерусалимский синдром давал о себе знать, когда путешественники совершили ритуальное омовение с переодеванием  в специальную одежду. Затем возвращаясь к себе в номер они часто обматывались простынями, и начинали «проповедовать».

Это состояние длится не долго, и по прошествии несколько дней, люди не могли вспомнить, что с ними случилось. Конечно, пациент смущается и испытывает стыд за свое поведение за то время, когда он выполнял свою миссию. первые признаки

Первые симптомы иерусалимского синдрома, бывают самыми разнообразными. Описан случай, когда американский турист решил, что он Самсон. Библейский герой, благодаря своей нечеловеческой силе был назван неистовым. По библейской легенде Самсон победил могучего льва, разодрав его огромную пасть. Он мог победить огромное количество врагов без оружия.

Экскурсант, назвавшийся Самсоном, решил, что ему дана такая же сила. В качестве тренировки он решил убрать несколько камней из Стены Плача, полагая, что они расположены не правильно.

В результате, самозванца доставили в специализированную клинику. Затем он буйно вел себя в психбольнице, медики приложили немало усилий для его успокоения и лечения. Благодаря адекватному лечению пациент полностью восстановился и отправился домой.

Основные симптомы иерусалимского синдрома включают в себя:

  • изоляцию от людей, желание одному посещать святыни;
  • создание священных одежд путем обматывания полотнищами белого цвета;
  • воздержание от сна и еды;
  • идентификация с персонажами библейских рассказов;
  • обезличивание;
  • бред, связанный с религиозными представлениями;
  • возбуждение, гиперкинезия;
  • приступы мании величия;
  • минимум эмоций;
  • приступы истерии;
  • дереализация;
  • громогласное проповедование.

Наибольшую опасность представляет сочетание шизофрении в различных формах с истероидностью личности и религиозной установкой.

Страдающие шизоидными состояниями кроме бреда испытывали галлюцинации разного характера, с истеричными лицами возникали афония с припадками с нарушением двигательной активности.

Наибольшее количество таких случаев происходит у Стены Плача, где можно заметить кроме верующих, совершающих молитву, и людей бьющихся в истерике.

Формы

Поведение людей страдающих иерусалимским синдромом вызывающее, демонстрирующее остальным, свое божественное начало. Они величаво шествуют, к месту чтения проповедей и молитв.

Государство Израиль посещают люди различных религий, особенно, христианской и иудейской веры. Специалистами выделяется три вида иерусалимского синдрома:

  • психотический;
  • предморбидный;
  • дискретный.

Представители первого вида имеют психиатрические расстройства.. Такие люди часто имеют историю психопатологии со вспышками религиозного бреда и мании.

Второй вид – это люди которые посетили Иерусалим с верой в чудодейственную силу и второе пришествие Христа. Они могут страдать от приступов головной боли, головокружения, тошноты, рвоты, психического возбуждения. Их поведение демонстративно, но не несет физической агрессии. Они находятся в пограничном состоянии – не опасны, но действуют они не вполне адекватно. Изготовив тогу из белой простыни, они величаво шествуют к святым местам для произнесения проповеди. Гидам, работникам отеля, полиции не стоит опасаться и привлекать психиатров эти люди безопасны.

Третий вид – это люди абсолютно здоровые без психопатологий. Тем не менее, само по себе присутствие на священной земле, вызывает у них беспокойство, перевозбуждение. Туристы впадают в состоянии гипноза и начинают петь песни и читать стихи из Библии.

Последняя стадия иерусалимской горячки наиболее распространенная. Она быстро проходит после возвращения домой.

Диагностика иерусалимского синдрома

Синдром может определяться на основе клинической картины и перечисленной выше симптоматики.

К кому обратиться?

Лечение иерусалимского синдрома

При иерусалимском синдроме показано лечение антипсихотическими препаратами, применение которых прекращается после исчезновения описанных симптомов. Тем не менее, важно отличить синдром от начала других заболеваний психики, при которых есть необходимость длительного поддерживающего лечения.

Прежде всего, пациенту необходимо покинуть, то место, где он испытал иерусалимскую горячку. Необходимо попытаться снять психофизическое напряжение. Это необходимо для снижения эмоционального стресса и увеличения мобилизации внутренних ресурсов человека.

Если иерусалимский синдром протекает тяжело больному необходимо оказать стационарное лечение в психиатрической больнице.

Для лечения острой стрессовой реакции специалистами используются нейролептические препараты разных групп, действие которых направлено на блокировку чувства тревоги и страха, психомоторного перевозбуждения. Препараты хлорпромазина или галоперидола назначаются в виде внутримышечных инъекций. Если психическое состояние не столь серьезно, пациенту могут вводиться седативные средства, например, диазепам, хлордиазепоксид.

Проведение дальнейшей терапии находится в зависимости от состояния пациента. Если у пациента истерические припадки, галлюцинации, бредовые фантазии, ступор, нейролептики вводят внутривенно с помощью капельниц.

Лечение таких реакций не должно сводиться к банальному купированию приступа. Человеку с иерусалимским синдромом необходима как общеукрепляющая и реабилитационная терапии.

Необходимо проведение психологической коррекции, чтобы облегчить реактивный психоз, находящийся в острой фазе. Врачи воздействуют на больного врачи внушением и переубеждением. Хорошо зарекомендовали себя такие техники как: когнитивная и рациональная психотерапии. Они вербализуют и прорабатывают травматичные для пациента воспоминания. Это способствует уменьшению аффективного напряжения и структурированию эмоционального состояния, форсируется целенаправленная деятельность пациента.

Профилактика

Особых профилактических рекомендаций не существует. Никто полностью не уверен в том что, посетив такие святыни, с ним не случиться иерусалимский синдром. Перед поездкой и во время путешествия необходимо соблюдать спокойствие, быть позитивно настроенным, не впадать в истерию, людям склонным к перевозбуждению можно принять успокоительные лекарства.

Прогноз

Прогноз иерусалимского синдрома в большинстве случаев благоприятный.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи

!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.




Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.