^

Здоровье

A
A
A

Дискалькулия

 

Дискалькулия – нарушение, выраженное в неспособности человека к счету, решению математических задач. Чаще всего это состояние проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Часто детей, страдающих дискалькулией, признают или умственно отсталыми или ленивыми, их помещают в специальные классы для отстающих. Для дальнейшего полноценного развития и успешного обучения ребенка важно провести своевременную диагностику и коррекцию этого нарушения.

Эпидемиология

Дискалькулия, обусловленная различными факторами, встречается в среднем у 6 % детей.

Причины дискалькулии

Дискалькулия у взрослых людей проявляется в результате нарушения нормальной работы мозга. К этому заболеванию могут привести органические поражения височного отдела головного мозга. К этому могут приводить кровоизлияния и тромбы, опухоли и кисты головного мозга, черепно-мозговые травмы.

Развитие дискалькулии у взрослого человека требует немедленного обращения к неврологу!

К психотравматическим факторам относятся:

  1. Боязнь математики. Этот психологический фактор значительно влияет на способность детей к счету. Возможно, у ребенка есть плохие воспоминания об  обучении математике, когда ему не удавалось правильно решать примеры, и его за это наказывали или ругали. В таком случае неуверенность в себе и страх перед повторным наказанием снижает способности ребенка к счету.
  2. Общее нарушение психологического здоровья ребенка. Часто это расстройство наблюдается у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Расстройства мыслительной деятельности, которые приводят к дискалькулии:

  1. Нарушения в обработке визуальной информации – детям не удается визуализировать то, что описано в задаче.
  2. Проблемы с абстрактно-логическим мышлением.
  3. Проблемы с памятью, неспособность выучить формулы и правила решения математических задач.
  4. Низкая концентрация внимания.

Патогенез

Патогенез заболевания может быть связан как с врожденными нарушениями умственного развития ребенка, так и с травмами или психологическими факторами.

Симптомы дискалькулии

Дискалькулия – это не только нарушение способности к счету, это комплексные расстройства мыслительной деятельности, которые проявляются различными симптомами.

  1. Ребенок не понимает, что такое число и не знает названия чисел.
  2. Он не понимает, по какому принципу выстроен числовой ряд, не способен определить место числа в последовательности.
  3. Ребенок не способен производить операции со сложными числами, не понимает, как разложить число на слагаемые.
  4. У ребенка нарушена способность к сравнению чисел. Он не понимает, что означает большее и меньшее число.
  5. Сравнения количества и размеров предметов также вызывают затруднения.
  6. Ребенку трудно производить арифметические действия над числами, он не понимает значение этих действия. Он способен выполнять только элементарные арифметические операции с помощью ручного, а не мысленного счета.
  7. Ребенок не знает последовательности арифметических действий и не способен решать примеры из нескольких действий.
  8. Он не может запомнить названия чисел и математические термины, не знает, что они означают.
  9. Ребенок не способен правильно записать числа.
  10. Из-за нарушений способности к визуализации ребенок способен решать задачи только при условии наличия их предметного составляющего. Он не способен представить то, что описывается в задаче.

В целом, дискалькулия у детей проявляется в неспособности понимать и решать математические и логические задачи. Ребенок не способен запомнить и понять условия задачи и выработать алгоритм ее решения. Дискалькулия у школьников часто связана с тем, что они к тому же не способны правильно рассчитать свое время. Все это приводит к низкой успеваемости в школе.

Формы

В зависимости от патогенеза выделяют следующие виды этого заболевания:

  1. Практогностическая. У ребенка не получается посчитать объекты, определить, сколько их, сопоставить численность одной и другой группы.
  2. Вербальная. Ребенок ошибается, когда называет числа, действия, которые над ними совершают, геометрические фигуры.
  3. Графическая. У ребенка не получается записать числа, знаки математических действий, нарисовать геометрические фигуры.
  4. Дислексическая. Ребенок ошибается, когда читает числа и арифметические знаки в условии задачи.
  5. Операциональная. Ребенку трудно совершать математические действия над числами, решать простые или сложные примеры. У ребенка могут наблюдаться несколько групп симптомов. После определения вида заболевания специалистами разрабатывается терапия, направленная на коррекцию существующих нарушений и предупреждение развития других видов дискалькулии.

Осложнения и последствия

Последствия и осложнения дискалькулии проявляются в неспособности ребенка освоить школьную программу и отказе от дальнейшего обучения. Неспособность к счету сопровождается слабой способностью усваивать и гуманитарные науки. Как следствие, такой человек не способен овладеть какой-либо профессией, испытывает затруднения в жизни. 

Дифференциальная диагностика

Первые признаки дискалькулии проявляются в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые сталкивается с потребности считать, и элементарные математические операции вызывают у него трудности. Если родители выявили у ребенка подобные проблемы, им следует обратиться к специалисту-логопеду или детскому психологу. Специалистами проводится дифференциальная диагностика вида нарушения, выявляются его причины и разрабатывается метод коррекции.

Для точной диагностики ребенку предлагают совершить ряд математических операций:

  • посчитать от 10 до 20;
  • сравнить числа между собой;
  • расставить предложенные числа по убыванию или возрастанию;
  • произвести элементарные арифметические операции над числами;
  • назвать и рассортировать по цвету, размеру разные геометрические фигуры.

Способность или неспособность ребенка к тем или иным группам математических действий позволяет поставить четкий диагноз и определить вид дискалькулии. От этого напрямую зависит дальнейшее лечение.

К кому обратиться?

Лечение дискалькулии

Коррекцию нарушения проводят в логопедических пунктах, а так же в поликлиниках и специализированных лечебных центрах. Для эффективной коррекции требуется совместная работа врача-логопеда, невропатолога и детского психолога. В терапии используются специальные компьютерные игры для детей с дискалькулией и интерактивные занятия со специалистом.

Терапевтические игры при дискалькулии направлены на обучение ребенка счету и выполнению математических операций. Его учат сравнивать предметы, сортировать их по различным характеристикам. После того, как ребенок достигает успеха в этом, можно начать обучать его простым арифметическим действиям. При этом важно добиться, чтобы ребенок понял логику совершаемых операций и простейших математических действий. Затем его обучают раскладывать целый объект или число на части и собирать из них целое.

Для коррекции нарушения очень важно развивать грамотную и богатую речь ребенка, обогащать запас слов, включая математические термины. Для начала ребенок должен правильно называть цифры, и действия, которые с ними совершаются, геометрические фигуры и их характеристики: цвет, размер. Затем ребенка обучают правильно использовать выученные слова в разговорной речи. Пристальное внимание уделяют письменной грамотности: способности правильно записать цифры и математические знаки.

Параллельно с коррекцией неспособности к счету важно проводить общее развитие мыслительных способностей ребенка: развитие абстрактно-логического мышления, зрительной памяти, пространственной ориентации, способности к прогнозированию, музыкальных способностей. Детей обучают самоконтролю и способности оценивать и распределять свое время.

Ряд препаратов, например, витамины группы В, глицин, когитум, кортексин, при дискалькулии применяются для улучшения мозгового кровообращения и активизации высшей нервной деятельности.

Профилактика

Для профилактики нарушения практогностического типа рекомендуется проводить обучение детей навыкам счета в дошкольном возрасте. Ребенку нужно показывать, как считают предметы, как выполняются простейшие арифметические действия. При обучении важно проговаривать название чисел и математических действия и сопровождать это визуализацией (показывать количество пальцев или предметов). Важно развивать у ребенка способность соотносить реальный предмет и его изображение. При этом ребенок запоминает название предметов, чисел и арифметических действий.

Чтобы избежать развития операциональной дискалькулии, важно обучать ребенка правилам счета, порядку арифметических действий.

Чтобы избежать вербальной и дислексической дискалькулии, важно просить ребенка проговаривать названия чисел и действия, цвет, размер и форму геометрических фигур, предметов. При этом родитель должен контролировать правильность использование тех или иных слов, в мягкой форме корректировать ошибки.

Для профилактики графической дискалькулии важно развивать зрительную память ребенка и способность распознавать и оперировать зрительными образами. Важное значение имеет мелкая моторика и координация движений, умение на основе зрительной информации просчитать движения рук, например, оценить расстояние до предмета, успеть схватить движущийся объект.

Для профилактики всех видов заболевания важно развитие пространственного и абстрактно-логического мышления, всех видов памяти, грамотной и четкой речи, четкой координации.

Прогноз

При правильно подобранной терапии прогноз дискалькулии у детей благоприятный. Вовремя начатое лечение помогает скорректировать симптомы заболевания, подготовить ребенка к школе или повысить его успеваемость.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи

!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.




Новейшие исследования по теме Дискалькулия
В одном из исследовательских центров США специалисты смогли «загрузить» информацию в мозг человека, тем самым ускорив процесс обучения. Исследователи заявили, что эксперименты прошли успешно и технология может стать доступной для всех желающих через...
Специалисты уже давно доказали, что изучение иностранных языков стимулирует работу головного мозга.

Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.