^

Здоровье

A
A
A

Афазия: причины, симптомы, диагностика, лечение

 

Афазия - расстройство или утрата речевой функции - нарушение активной (экспрессивной) речи и ее понимания (либо ее невербальных эквивалентов) в результате поражения речевых центров в коре головного мозга, базальных ганглиев или белого вещества, содержащего проводники, соединяющие их. Диагноз ставится на основании клинических симптомов, данных нейропсихологического и визуализационного (КТ, МРТ) исследований. Прогноз зависит от характера и степени поражения, а также от возраста пациента. Специфическое лечение афазии не разработано, но активная коррекция нарушений речи способствует более быстрому восстановлению.

Речевые функции связаны преимущественно с задневерхними отделами височной доли, прилежащими нижними отделами теменной доли, нижнелатеральными отделами лобной доли и подкорковыми связями между указанными областями обычно в левом полушарии, даже у левшей. Повреждение любой части этой условно объединяемой в функциональный треугольник области мозга (при инфаркте, опухоли, травме или дегенерации) приводит к определенным нарушениям речевой функции. Просодия (ударения и интонация речи, придающая ей значимость) является функцией обоих полушарий, но иногда отмечаются нарушения при изолированной дисфункции субдоминантного полушария.

Афазию следует отличать от нарушений развития речи и от дисфункции моторных проводящих путей и мышц, обеспечивающих артикуляцию речи (дизартрии). Афазия, в некоторой мере условно, разделяется на сенсорную и моторную.

Сенсорная (рецептивная или афазия Вернике) афазия - неспособность понимать слова или распознавать слуховые, зрительные или тактильные символы. Она вызывается поражением задневерхних отделов височной доли мозга доминантного полушария и часто сочетается с алексией (нарушением понимания письменной речи). При экспрессивной (моторной или афазии Брока) афазии остаются относительно сохранными понимание и осмысление речи, но нарушается способность речеобразования. Моторная афазия обусловлена поражением задне-нижнего отдела лобной доли. При этом часто отмечается аграфия (расстройство письма) и нарушение чтения вслух.

Симптомы афазии

Пациенты с афазией Вернике бегло говорят нормальные слова, часто включая бессмысленные фонемы, но не осознают их значения или взаимоотношения. В результате возникает словесная путаница или «словесная окрошка». Пациенты с афазией Вернике, как правило, знают, что их речь непонятна другим. Афазию Вернике обычно сопровождает сужение правого зрительного поля, поскольку зрительный путь проходит вблизи пораженной области.

Пациенты с афазией Брока могут понимать и осмыслять слова относительно хорошо, но их способность произносить слова нарушена. Обычно заболевание влияет на речеобразование и письмо (аграфия, дисграфия), существенно затрудняя попытки пациентов общаться. Афазия Брока может сочетаться с аномией (неспособностью назвать предметы) и ухудшенной просодикой (интонационными компонентами).

Диагностика афазии

Вербальное общение обычно позволяет идентифицировать наличие грубой афазии. Исследование, проводимое для идентификации специфических нарушений, должно включать исследование спонтанной речи, называния, повторения, понимания, речеобразования, чтения и письма. Спонтанная речь оценивается по следующим показателям: беглость, количество произносимых слов, способность инициировать речь, наличие спонтанных ошибок, пауз для подбора слов, сомнений, многословие и просодия. Первоначально афазия Вернике может быть принята за делирий. Однако афазия Вернике - изолированное речевое расстройство при отсутствии других признаков делирия (мерцающего сознания, галлюцинаций, невнимательности).

Формализованное когнитивное исследование, проводимое нейропсихологом или логопедом, может выявить более тонкие уровни дисфункции и помочь в планировании лечения и оценке имеющегося потенциала для восстановления. В распоряжении специалистов широкий выбор различных формальных тестов для диагностики афазии (например, «Бостонское диагностическое исследование на афазию», «Западный блок тестов по выявлению афазии», «Бостонский тест названий», «Номинативный тест», «Тест названий действий» и др.).

КТ или МРТ (с ангиографией или без) проводятся для уточнения характера поражения (инфаркта, геморрагии, объемного образования). Дальнейшие исследования проводятся для уточнения этиологии заболевания в соответствии с описанным ранее алгоритмом.

Прогноз и лечение афазии

Эффективность лечения достоверно не установлена, но большинство клиницистов полагают, что привлечение профессионального логопеда в самых ранних стадиях заболевания дает наилучшие результаты: чем раньше начато лечение, тем больше шансов на успех.

Степень восстановления также зависит от размера и локализации поражения, степени речевых расстройств и, в меньшей мере, от возраста, уровня образования и общего состояния здоровья пациента. Практически у всех детей в возрасте до 8 лет речевая функция восстанавливается полностью после сильного повреждения любого из полушарий. В более позднем возрасте самое активное восстановление происходит в течение первых трех месяцев, но завершающий этап может длиться до 1 года.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи

!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.




Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.