^

Семья и дети

Ребенок поздно начинает ходить

Младенцы обычно начинают ходить в возрасте около года. Если этого не происходит и к 18 мес, задайте себе два вопроса: нормально ли физическое развитие ребенка? Нет ли отставания в развитии ребенка и в других областях?

Прежде всего подумайте о возможности мышечной атрофии Дюшенна, так чтобы обратиться за генетической консультацией до наступления следующей беременности.

Церебральный паралич

Это заболевание, сопровождающееся двигательными расстройствами, вызванное непрогрессирующим поражением головного мозга. Признаки ДЦП проявляются, как правило, после достижения ребенком возраста 2 лет.

Факторы, способствующие развитию данного заболевания

Пренатальные:

  • кровотечение перед наступлением родов (с гипоксией);
  • облучение рентгеновскими лучами;
  • цитомегаловирусная инфекция, краснуха;
  • токсоплазмоз;
  • «резус-болезнь»,

Перинатальные:

  • родовая травма;
  • дистресс плода (фетальный дистресс);
  • гипогликемия;
  • гипербилирубинемия;
  • неудачные реанимационные мероприятия.

Постнатальные:

  • травма;
  • кровоизлияние в желудочек мозга;
  • менингоэнцефалит;
  • образование тромбов в мозговых венах (в результате дегидратации).

Клиническая картина:

  • паралич;
  • мышечная слабость и атаксия;
  • запоздалое развитие;
  • склонность к судорогам;
  • расстройства слуха и речи.

Повышенная мышечная спастичность предполагает пирамидное расстройство; некоординированные непроизвольные движения и позы (дистонии) могут говорить о вовлечении в патологический процесс базальных ганглиев, атаксия свидетельствует о поражении мозжечка. У большинства детей наблюдают или гемипарез, или спастическую диплегию: например, нижние конечности бывают поражены сильнее, чем верхние, при этом ребенок выглядит нормальным, пока его не поднимут с кроватки и при этом не обнаружится, что ножки его занимают положение «режущих ножниц» (они согнуты в тазобедренном суставе, приведены и ротированы внутрь при разогнутых коленях и стопах, находящихся в подошвенном сгибании). Ходят такие дети, широко расставив ноги.

Тип I атактических параличей («чистая атаксия»):

  • гипотония («пассивно висящий на руках родителя младенец»);
  • другие неврологические дефекты редки;
  • парализованы сгибатели подошвы;
  • сопутствующая патология; глухота, страбизм, замедленное умственное развитие (судорожные припадки наблюдаются редко);
  • в основном ребенок развивается нормально.

Тип II - атактическая диплегия:

  • мышечная гипертония;
  • часто встречаются и другие неврологические дефекты;
  • парализованы разгибатели подошвы;
  • сопутствующая патология: травма, гидроцефалия, spina bifida, вирусные инфекции.

Дискинетический церебральный паралич:

Характерны непроизвольные движения, резкие нарушения плавности движений, дискоординация агонистов/антагонистов, ослаблен контроль за положением тела, гипотония, потеря слуха, дизартрия, затруднения с фиксацией взгляда. Судорожные припадки и замедление умственного развития нехарактерны.

Эпидемиология:

  • у 1/3 таких детей отмечают недостаточную массу тела при рождении;
  • у 1/3 - дефекты зрения;
  • у 1/3 - замедленное умственное развитие;
  • у 1/3 отмечается спонтанное улучшение по истечении некоторого времени;
  • у 1/6 таких больных в последующем живут нормальной жизнью.

Функциональная оценка состояния ребенка

Может ли ребенок перекатываться и в ту и в другую сторону? Может ли он без посторонней помощи сесть в кроватке? Схватить что-либо? Переместить какую-нибудь вещь из одной руки в другую? Может ли прямо держать головку? Может ли передвинуть свое тело, лежа на спине в кроватке и опираясь на локти? Каков у него коэффициент интеллекта?

Лечение

Следует лечить любые проявления эпилепсии. Нужно использовать различные ортопедические приспособления для профилактики деформаций нижних конечностей (например, эквиноварусной, эквиновальгусной, вывиха бедра в тазобедренном суставе). Осторожные попытки продемонстрировать преимущество некоторых физиотерапевтических процедур, направленных на стимуляцию развития нервных функций (например, на улучшение равновесия, на сохранение выпрямленного состояния), оказались не более эффективными, чем простая стимуляция моторной активности. Некоторые родители отрицательно относятся к не очень широко распространенным в Великобритании мультидисциплинарным «командам» помощи таким детям («команды» эти ставят родителей в смешное положение и сковывают их активность) в пользу венгерского подхода (Peto), когда одно лицо полностью посвящает себя больному ребенку и использует взаимодействие его с ровесниками для усиление достижений и успехов во всех областях - манипулировании, искусствах, письме, отработке тонких движений, в социальных контактах.

!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи



Новейшие исследования по теме Ребенок поздно начинает ходить

Швейцарские инженеры соорудили робота для передачи эффекта телеприсутствия, контроль над которым требует лишь подсоединённой к голове пользователя сети электродов.

Другие статьи по теме

Ведь только представьте себе: из крошечного, красненького, вечно орущего "червячка" ребенок превращается в маленького человечка. Его почти растительные возможности, заключающиеся в чередовании сна, кормления и плача, расширились...

В возрасте одного-двух лет, когда дети днем спят еще два раза, лучшее время для активного бодрствования - промежутки между первым и вторым дневным сном и от полдника до ужина.

В этом возрасте прирост роста отстает от увеличения массы тела. Продолжается усиленное окостенение скелета, хотя в большей мере он остается хрящевым, что обеспечивает большую гибкость и пластичность тела ребенка.

Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.