^

Семья и дети

Развитие речи ребенка: как ему помочь?

Вашему ребенку 2 года и он до сих пор не разговаривает? Он говорит несколько слов, но вы думаете, что в развитии речи по сравнению со сверстниками ребенок далеко позади? К тому же, вы помните, что сестричка малыша в том же возрасте могла составлять целые предложения… Надеясь, что младшенький ее догонит, вы все откладываете обращение к врачу за профессиональной консультацией. Это в корне неправильно.

 

Развитие речи ребенка: как ему помочь?

Ошибки родителей в развитии речевых навыков ребенка

«У некоторых детей речевые навыки развиваются медленно, а некоторые в этом возрасте настоящие болтуны», – говорите вы себе – и не спешите к врачу. Вам кажется, что не о чем беспокоиться ... Этот сценарий очень распространен среди родителей детей, которые не спешат говорить. И некоторые родители своей пассивностью только затягивают время, а ведь его можно было бы использовать для развития речи ребенка.

Если родители наблюдают "медлительность" во время раннего развития и в других областях – эмоциональной, двигательной, когнитивной – не стоит стесняться, нужно обращаться за советом к врачу-невропатологу и логопеду. Некоторые родители обнадеживают себя тем, что "он перерастет" или "он просто больше любит двигаться физически". А время уходит…

Поэтому, если в развитии речи нет никаких сдвигов, нужно вовремя проконсультироваться у специалиста.

Понимание нормальной речи ребенка и развитие его языковых навыков

Для родителей очень важно обсудить раннее развитие речи, а также другие проблемы развития ребенка с врачом. На глаз, без мнения специалиста, может быть трудно определить, является ли ребенок просто незрелым в свои годы или у него замедлена способность к общению, есть ли проблема, которая требует профессионального внимания врача.

Эти нормы развития речи могут дать ключ родителям к пониманию

Развитие речи ребенка до 12 месяцев

Когда ребенок достигает этого возраста, нужно внимательно следить за тем, как он пытается говорить. Отдельные слоги и лепет ребенка проявляются на ранних стадиях развития речи. Когда дети становятся старше (в возрасте около 9 месяцев), они начинают издавать отдельные звуки, слоги, используют различные оттенки речи, говорят такие слова, как «мама» и «папа» (на самом деле не понимая, что означают эти слова).

Родители должны быть внимательны к речи ребенка до 12 месяцев. Дети в этом возрасте начинают уже распознавать названия предметов. Дети, которые внимательно смотрят на взрослых во время их разговора, но не реагируют на звук, могут быть глухими.

С ребенком нужно постоянно разговаривать, рассказывать ему о том, что вы видите во время прогулки или какой-нибудь работы по дому. Нужно поощрять любую попытку ребенка говорить, произносить слоги. Тогда он будет заинтересован в этой занятной игре.

Развитие речи ребенка с 12 до 15 месяцев

У детей этого возраста должен быть уже широкий спектр согласных звуков (например, P, B, M, Д или П), они начинают подражать взрослым и повторять звуки и слова за членами семьи. В этом возрасте четко и внятно, но спонтанно дети произносят одно или несколько слов (в том числе «мама» и «папа»). Существительные обычно на первом месте, например, слова "ляля" и "киса". Ваш ребенок должен также быть в состоянии понимать и следовать простым командам, например: "Пожалуйста, дай мне игрушку".

Развитие речи ребенка с 18 до 24 месяцев

Хотя развитие речи у разных детей проходит по-разному, большинство малышей в 18 месяцев говорят от 20 до 50 слов. В возрасте 2-х лет дети начинают объединять два слова, чтобы сложить простые предложения, такие как "ляля дай" или "мама на". Дети в 2 года должны также быть в состоянии выделить знакомые предметы и назвать их, найти знакомых на фото, где много знакомых и незнакомых ему людей, назвать и показать части тела на себе. Ребенок в этом возрасте также может выполнять две простых просьбы подряд, например: "Пожалуйста, возьми игрушку и дай ее мне".

Развитие речи ребенка с 2 до 3 лет

В этом возрасте родители часто наблюдают "взрыв" в речи ребенка. Словарный запас малыша следует постепенно увеличивать со временем дети должны регулярно объединять три или более слов в самых простых предложениях.

Понимание речи также должно усовершенствоваться - до 3-х лет ребенок должен начать понимать, что значит «поставить чашку на стол» или «поставить горшок под кровать." Ваш ребенок также должен уметь различать цвета и понимать описательные понятия (например, большое по сравнению с маленьким).

Разница между речью и языком

Понятия «речь» и «язык» часто путают, но между ними есть существенное различие.

Речь - это словесное выражение языка, она включает в себя артикуляцию- способ образования звуков и слов.

Язык - гораздо более широкое понятие, чем речь, и относится ко всей системе выражения и получения информации таким образом, чтобы она несла смысл. Это понимание посредством общения называется вербальным, а невербальной речью называется письмо и жесты.

Следует знать, что проблемы с речью и языком существенно отличаются, к тому же, часто пересекаются. Ребенок, у которого есть проблемы с языком, может хорошо произносить слова, но не в состоянии связать вместе больше двух слов. Другой проблемой речи ребенка может быть невозможность понять произнесенные им слова и фразы, он не может выразить свои мысли. И еще ребенок может говорить хорошо, но испытывать трудности в следующих направлениях.

Ребенок, который не реагирует на звук или не может его воспроизвести, должен вызывать особую озабоченность взрослых. Ребенок в возрасте между 12 и 24 месяцами является причиной для беспокойства, если он:

  • Общается только с помощью жестов, таких как указывание на предмет или махание ручкой типа «бай-бай»
  • Предпочитает жесты голосовому общению в возрасте 18 месяцев
  • Не может имитировать звуки до 18 месяцев
  • Испытывает трудности в понимании простых словесных команд

Нужно обратиться к врачу, если ребенок старше 2-х лет:

  • может только подражать речи или действиям взрослых и не составляет самостоятельно слова или фразы
  • говорит только определенные звуки или слова и не может использовать устную речь, чтобы общаться больше, чем нужно для его насущных потребностей
  • Не может следовать простым командам взрослых
  • У ребенка необычный тон речи (например, скрипучий голос или носовой звук)

Родители и воспитатели должны понимать, что ребенок в 2 года уже знает около половины всех слов и в 3 года - примерно три четверти всего словарного запаса. К 4-м годам речь ребенка должны понимать даже те, кто не знает малыша.

Причины задержки речи и языковых навыков

Причины задержки речи и языковых навыков

Многие обстоятельства могут привести к задержкам в развитии речи ребенка. Речь может задерживаться даже у нормально развивающегося ребенка. Задержка речи иногда может быть вызвана нарушениями речевого аппарата, как и проблемы с языком или небом. Движения языка для воспроизведения связной речи может ограничить слишком короткая уздечка (складка под языком).

Многие дети испытывают задержку речи из-за несовершенства их орально-двигательной системы, то есть у ребенка существуют неэффективные коммуникации в областях мозга, ответственных за воспроизводство речи. В таких обстоятельствах ребенок сталкивается с трудностями использования речи и координации губ, языка и челюсти для производства звуков. Речь такого ребенка может сопровождаться другими проблемами с орально-двигательной системой, например, трудностями с кормлением.

  • Задержка речи может быть частью речевой проблемы, а не указывать на более глобальные задержки в развитии.
  • Проблемы со слухом также обычно связаны с задержкой речи, поэтому слух ребенка должен проверить отоларинголог. Ребенок, у которого есть проблемы со слухом, может испытывать проблемы с артикуляцией, а также пониманием, подражанием и речью.
  • Ушные инфекции, особенно хронические инфекции, тоже могут повлиять на слух и речь. Правда, родителям не стоит бояться во всех случаях: простые ушные инфекции, которые были вовремя пролечены, не влияют на речь ребенка.

Если вы или врач подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, решающее значение имеет своевременная диагностика. Она поможет облегчить родительские страхи.

При проведении диагностики врач-логопед оценит языковые навыки ребенка в контексте общего развития. Кроме наблюдения за ребенком, логопед проведет стандартизированные тесты и выяснит, нет ли задержки в развитии речи ребенка, а также порекомендует специальные упражнения. Логопед оценит также:

  • Насколько ребенок восприимчив к языку (что он понимает из потока речи)
  • Что ваш ребенок может сказать (так называемый выразительный язык)
  • Может ли ваш ребенок общаться другими способами, например, с помощью жестов, мимики и т.д.
  • Насколько у ребенка четко слышится звук и насколько разборчива его речь.
  • Насколько хороша артикуляция ребенка и правильно ли расположены его речевые органы (рот ребенка, язык, небо и т.д.). Врач оценит также то, насколько развиты у ребенка рефлексы глотания

Если логопед считает, что ваш ребенок нуждается в речевой терапии, ваше участие в этом процессе будет очень важным. Вы можете наблюдать, как работает врач, и научиться принимать участие в этом процессе. Логопед покажет вам, как вы будете работать с вашим ребенком дома, чтобы улучшить его речь и языковые навыки.

При визите к логопеду вам может оказаться, что ваши ожидания по поводу речи ребенка слишком высоки. Но учебные материалы, которые определяют этапы развития речи ребенка, могут помочь вам взглянуть на него более реалистично.

Что могут сделать родители для развития речи ребенка?

Как и многие другие навыки, развитие речи ребенка представляет собой смесь его природных способностей и воспитания. Многое зависит от природных способностей ребенка. Тем не менее, много зависит и от речи, которую ребенок слышит от окружающих. Повторяя звучание слов, которые ребенок слышит от окружающих, он имитирует эти звуки и таким образом быстрее учится говорить.

Если у ребенка есть проблемы с развитием речи, раннее вмешательство врачей может обеспечить ребенку помощь по его потребностям. Благодаря специалистам родители могут узнать новые способы стимулирования развития речи ребенка.

Вот несколько советов, чтобы использовать навыки развития речи ребенка дома.

  1. Проводите много времени, общаясь с ребенком, даже в младенчестве, когда он не может воспроизводить даже слоги: говорите, пойте, а также поощряйте имитацию звуков и жестов.
  2. Читайте вашему ребенку, начиная уже с 6-и месяцев. Вы не должны прочитывать ребенку за один вечер целую книгу, но нужно искать соответствующие возрасту тоненькие книжки с большими картинками. Попробуйте показывать ребенку также книги с объемными картинками, которые дети могут потрогать. Таких книжек на рынке сейчас очень много. Позже пусть ваш ребенок попытается назвать то, что он видит на рисунках. Затем пусть дети переходят на детские стишки с четким ритмом. Читайте также сказки, которые позволяют детям предвидеть, что произойдет дальше. Ваш малыш должен уже запоминать любимые истории.
  3. Используйте простые повседневные ситуации, чтобы укрепить речевые навыки вашего ребенка. Иными словами, ребенок должен слушать и повторять за взрослыми. Например, взрослые должны повторять для ребенка названия продуктов в продуктовом магазине, объяснять, что вы делаете, как готовите еду или убираете комнату, показывайте ребенку объекты вокруг дома. Когда вы едете, повторяйте ребенку звуки, которые слышите. Задавайте ребенку вопросы и поощряйте его ответы (даже если их трудно понять).

Независимо от возраста вашего ребенка, признание и устранение проблемы с речью на ранней стадии - это наилучший подход, чтобы помочь малышу устранить задержки речи. При правильном подходе и терпении взрослых ребенок обязательно улучшит свои речевые навыки.

!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Новейшие исследования по теме Развитие речи ребенка: как ему помочь?

Специалистам уже давно известно, что мальчики психически развиваются более медленно, чем девочки, помимо этого, речь у мальчиков развивается с некоторой задержкой, что не считается отклонением от нормы.
Учёные из Тихоокеанского лютеранского университета во главе с доктором Кристиной Мун обнаружили, что новорожденные гораздо более восприимчивы к звукам родного языка, чем считалось ранее.

Другие статьи по теме

В возрасте одного-двух лет, когда дети днем спят еще два раза, лучшее время для активного бодрствования - промежутки между первым и вторым дневным сном и от полдника до ужина.

В этом возрасте прирост роста отстает от увеличения массы тела. Продолжается усиленное окостенение скелета, хотя в большей мере он остается хрящевым, что обеспечивает большую гибкость и пластичность тела ребенка.

После полутора лет для игр необходимы разнообразные сюжетно-образные игрушки, в которых представлено больше деталей. Например, хорошо, если у куклы обозначены пальцы на руках и ногах, есть бант на голове, туфли.

Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.