^

Семья и дети

A
A
A

Формирование речи и мышления у детей 2-5 лет

 

В этом возрасте очень быстро растет словарный запас ребенка. Если в 2 года он составлял около 250-300 слов, то к 5-ти годам он достигает уже 2500 слов. Ребенок интенсивно овладевает грамматическими формами, речь его становится более ясной и связной. В ней начинают появляться, кроме существительных, глаголы. Предложения становятся все более сложными, хотя остаются короткими. К 3-м годам в речи ребенка начинает появляться придаточные предложения: "Если я буду слушаться, то меня поведут в зоопарк". Для развития речи одну из главных и даже определяющую роль играет общение со взрослыми. Так, например, результаты исследований свидетельствуют о том, что в семье глухонемых родителей нормальная звуковая речь у детей, даже не страдающих глухонемотой, не появляется.

Если говорить о типе речи, то в промежутке от 2-х до 5-ти лет у детей преобладает ситуативная речь. То есть ребенок описывает то, что происходит с ним или вокруг него. Но с 5-ти лет начинают проявляться зачатки контекстной речи, например при пересказах прослушанных сказок или рассказов. В этом же возрасте начинает появляться интеллектуальная функция речи (то есть планирующая и регулирующая практическое действие), что обусловлено развитием интеллекта.

К 5-ти годам ребенок практически осваивает основные правила грамматики и научается использовать их в устной речи. Естественно, что грамматикой он овладевает не изучая правила, а запоминая обороты речи, используемые взрослыми. Из-за ограниченности мышления и небольшого круга знаний и умений процесс усвоения значения слов является для ребенка достаточно трудным занятием. Но жизнь и общение со взрослыми и сверстниками вынуждает его усваивать эти значения - так формируется новая потребность в жизни ребенка. Но, учитывая конкретный характер детского мышления и слабую дифференцировку грамматических отношений, процесс усвоения значений слов происходит своеобразно. Ребенок "изобретает" собственные слова, опираясь на внешнюю аналогию. Например, зная слово "механик", он по аналогии, вместо "почтальон" говорит - "почтаник" (А. М. Бардиан). Такое "словотворчество" очень хорошо описал К. И. Чуковский в своей книге "От двух до пяти". Широко известен пример из этой книги, когда маленький мальчик, наевшись макарон говорит: "Я намакаронился!". Детское словотворчество является результатом усвоенния ребенком некоторых широко распространенных грамматических форм, следствием того, что ребенок видит предметы и явления особым образом, а также преобладания у него конкретного мышления.

Конкретно-образное мышление объясняет и тот факт, что ребенок не понимает переносного значения слов: "Дядю Петю сняли со стройки" - ребенок понимает это буквально - дядю Петю, сидящего на сооружении из кирпичей, сняли и спустили на руках на землю другие рабочие. (А. М. Бардиан).

Детям этого возраста присуще активно-действенное мышление. Если ребенку предлагают достать какой-нибудь предмет с недоступной для него высоты, то он будет прыгать, пытаясь схватить его, но на просьбу подумать, как достать его, ответит: "Зачем думать, нужно доставать". Этот тип мышления даже обыгран в анекдоте: "Студент хочет сорвать высоко висящее яблоко. Он начинает трясти дерево, но яблоко не падает. Прохожий говорит ему: "Что ж ты не придумаешь другой способ?" На что студент отвечает: "Что тут думать - трясти нужно!"

!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи



Новейшие исследования по теме Формирование речи и мышления у детей 2-5 лет

Ведущие английские ученые – научные представители Университета Саутгемптона, - доказали, что недостаток никотинамида (витамина PP) во время беременности повышает опасность появления экземы у новорожденного малыша.

Ученые установили взаимосвязь между насилием над ребёнком и скоростью сокращения длины теломерных участков хромосом.

Другие статьи по теме

Гиперактивность ребенка создает больше всего проблем в детском саду и затем – в школе. Ученые утверждают, что никакая другая особенность мозговой деятельности ребенка не доставляет и ему, и окружающим столько хлопот. Между тем, причины...

Если ребенок отстает в физическом и умственном развитии, это можно вычислить по его поведению.
Умный, добрый и привлекательный ребенок может резко стать агрессивным, плаксивым и истеричным. И такое состояние становится его вторым «Я». Или бывает по-другому: ребенок ведет себя отлично, старается слушаться во всем взрослых, но вдруг вспышка...

Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.