^

Семья и дети

A
A
A

Что понимает ребенок в 1-1,5 года?

 

Освоение родного языка является для ребенка вторым важнейшим достижением. Конечно, ребенок в конце младенческого периода тоже немного понимает речь окружающих его людей, но это понимание еще слишком узко и своеобразно. Словарь ребенка быстрее растет после года, когда он, научившись ходить, встречается со все большим количеством предметов.

Обычно ребенок в 12 месяцев произносит 3-5 слов, состоящих из двух слогов ("ма-ма", "ба-ба" и т. п.), а уже в 18 месяцев его словарный запас составляет около 20 слов. Таким образом, в развитии речи отмечаются большие достижения. От произнесения звуков, восклицаний, отдельных слов ребенок переходит к образованию предложений из 2-3-х и даже нескольких слов. Это и есть рождение свойственной ребенку речи - с самобытными искажениями и выдумками, которая дает ему более широкие возможности самовыражения и формулирования вопросов.

Чтобы обозначать тот или иной предмет, чтобы иметь "понятия", ребенок должен их понимать. Этап исследования и "завоевания" окружающего мира в значительной степени способствует развитию речи. Этому способствует и постоянное, разнообразное по форме общение ребенка со взрослыми. Например, если вы одеваете ребенка, то обязательно сопровождайте свои действия рассказом о том, что вы сейчас делаете: "Сейчас мы наденем рубашечку. Где рубашечка? Принеси ее мне. А теперь наденем штанишки. Где штанишки? Принеси их".

Выполняя такие простые задания, ребенок упражняется в слушании и понимании слов и целых предложений. Он начинает слушать слова, которыми обозначаются предметы и действия с ними, и скоро начинает понимать, какие предметы его окружают. Когда вы играете с ребенком, показываете ему носик, глазки, чашку, ложку, учите его связывать определенные части тела или предметы с определенными звукосочетаниями. Это - первый шаг к действительному пониманию слов. И когда в следующий раз вы спрашиваете ребенка: "Что это? А это что?" и малыш отвечает, пусть и не совсем правильно или искажая слова (например, вместо "сахар" - говорит "касаль", или вместо "червяк" - "чевряк"), то вы должны повторить для него название предмета. Это и будет закрепление понятия.

Большую часть слов у детей до двух лет составляют имена существительные. Очень часто одним и тем же словом ребенок обозначает разные, хоть и похожие предметы. Например, слово "шапа" обозначает и шапку, и косынку, и колпак - то есть все, что надевается на голову, а слово "жижа" - горящую спичку, огонь, горящие угли, горячую воду и т. д., хотя в нашем понимании "жижа" - это нечто жидкое.

Такие слова имеют очень расплывчатое значение и обозначают все предметы, имеющие какой-то общий, иногда совершенно случайный признак. По мере того как опыт накапливается, ребенок учится различать предметы и следовательно начинает более правильно употреблять слова. Так, например, одна девочка в год и 9 месяцев отчетливо различала мячик, шарик для игры в пинг-понг и воздушный шарик, хотя еще всего 2-3 месяца назад мячиком называла все круглое.

Постепенно дети от отдельных слов переходят к предложениям. Вначале эти предложения состоят из двух (чуть позже - трех слов): "Мама. Канака" ("Мама, вот карандаш") или "Тол кака!" ("Стол плохой" - после того как ударился об угол стола). Естественно, что для того, чтобы ребенок заговорил предложениями, его словарный запас должен состоять из 30-60 слов.

Постепенно фразы становятся все длиннее, но составляются также из отдельных слов, которые еще не совсем согласуются друг с другом: "Мацик снег бух" ("Мальчик упал в снег"); "Дай та китька" ("Дай ту книжку"). И только к концу второго года ребенок начинает изменять слова, в частности существительные, согласно падежам.

Таким образом от года до двух лет словарь ребенка быстро пополняется. И хотя этот резкий подъем количества произносимых слов заметно колеблется у разных детей, все же в среднем этот рост налицо. Так, если к концу первого года число понимаемых слов составляло около 30, а число произносимых - единицы, то за 7-8 последующих месяцев число произносимых слов в среднем возрастает до 250.

Еще одна особенность в формировании понятий у детей заключается в том, что они запоминают название какого-либо предмета (например чашки) и считают, что так называется только этот конкретный предмет. Все же остальные, хоть и похожи, но называются по-другому. (Танечка (1 г. 2 мес.) хорошо знала свою чашечку - зелененькую с белыми пятнышками. Все остальные чашки она с названием "чашка" не отождествляла. И лишь позже, когда это слово было ею усвоено, она научилась объединять все чашки в одну группу.)

Так ребенок учится объединять предметы в категории и группы. Он научается выделять основные признаки предмета (форма чашки, ручка) и отвлекается от таких несущественных отличий, как цвет, размеры, рисунок или узор.

Освоение речи имеет значение не только для умственного развития ребенка. Огромную роль освоение речи играет и в формировании первых моральных оценок. Уже в этом возрасте у ребенка складывается отношение к хорошему и плохому, к красивому и безобразному. Именно из этих зачаточных отношений будут формироваться подлинные нравственные чувства: "Фу! Какие у тебя грязные ручки! Их нужно срочно вымыть"; "Нельзя есть конфеты перед едой!". Дети, встречаясь с различным отношением взрослых к тем или иным явлениям, начинают понимать слова-оценки: "хорошо" и "плохо". Причем они усваивают при этом и ту интонацию, и ту мимику, которые сопровождают эту оценку.

!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи



Новейшие исследования по теме Что понимает ребенок в 1-1,5 года?

Ведущие английские ученые – научные представители Университета Саутгемптона, - доказали, что недостаток никотинамида (витамина PP) во время беременности повышает опасность появления экземы у новорожденного малыша.

Ученые установили взаимосвязь между насилием над ребёнком и скоростью сокращения длины теломерных участков хромосом.

Другие статьи по теме

Ведь только представьте себе: из крошечного, красненького, вечно орущего "червячка" ребенок превращается в маленького человечка. Его почти растительные возможности, заключающиеся в чередовании сна, кормления и плача, расширились...

В возрасте одного-двух лет, когда дети днем спят еще два раза, лучшее время для активного бодрствования - промежутки между первым и вторым дневным сном и от полдника до ужина.

В этом возрасте прирост роста отстает от увеличения массы тела. Продолжается усиленное окостенение скелета, хотя в большей мере он остается хрящевым, что обеспечивает большую гибкость и пластичность тела ребенка.

Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.