^
A
A
A

Что должен уметь ребенок в 1-1,5 года?

 
, медицинский редактор
Последняя редакция: 19.10.2021
 
Fact-checked
х

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

 

За первые 12 месяцев жизни с вашим ребенком произошли настолько значительные перемены, что их стремительность можно сравнить разве что со скоростью роста бамбука! Ведь только представьте себе: из крошечного, красненького, вечно орущего "червячка" ребенок превращается в маленького человечка. Его почти растительные (в первые месяцы жизни) возможности, заключающиеся в чередовании сна, кормления и плача, расширились настолько, что вам уже становится интересно общаться с ним. Багаж, с которым ребенок переступает порог второго года жизни, не так уж мал. В двигательных навыках уже достигнуты определенные успехи, пройдены последовательные этапы сидения, стояния, ползания, ходьбы и даже попыток бега. Руками ребенок может брать предметы, бросать их. Причем уже в этом возрасте вы замечаете, что одна из рук становится ведущей и уже можно определить - правша ваш ребенок или левша.

Эмоциональная сфера становится достаточно богатой (по сравнению с однообразными эмоциями первых месяцев, которые заключались в выражении удовольствия или неудовольствия). Теперь ребенок может выражать не только их, но и радость, доходящую до восторга, а неудовольствие он может усилить до гнева, переходящего в ярость. Появляется любопытство, которое уже можно прочитать на его лице. Совершенно четко можно понять, когда ребенок боится чего-то или чем-то удивлен. Причем важно не столько само богатство эмоций, сколько то разнообразие поводов для их проявления, которые ребенок может различать.

В это время уже все движения ребенка, все формы активности пропитаны эмоциональностью. Он прыгает, бегает, рвет бумагу, бросает кубик или другие игрушки, прислушивается к незнакомым звукам, доносящимся из другой комнаты или коридора, и вы всегда можете увидеть на его лице достаточно выразительные эмоции. Они проявляются в виде мимики, жестов и т. п. Улыбка - мимическое движение, характерное только для человека. Она появляется в первые месяцы жизни, а к концу первого года дополняется смехом, протягиванием ручонок и разнообразными гласными звуками.

В этом возрасте ребенок уже довольно осознанно играет. Если он остается один и играть ему нечем, его начинает тяготить одиночество. Но как только он видит знакомые лица, радость просто переполняет его.

К концу первого года ребенок начинает овладевать речью и во второй год вступает, усвоив односложные и даже некоторые двусложные слова. Но запас его слов гораздо больше за счет тех, которые он знает, но не может произнести.

Встав на ноги, ребенок стремится к завоеванию пространства. Для этого ему уже нужно больше времени. Таким образом, из "спящей красавицы" (в первые месяцы жизни ребенок спит около 20 часов), он постепенно переходит в режим, где на сон отводится всего 10-13 часов. В остальное же время ребенок не знает ни минуты покоя. Все, что окружает ребенка, привлекает его чувственные и двигательные функции: он старается до всего дотронуться, хватает все, что попадает под руку, тянет различные предметы в рот, и, если не может достать какую-то заинтересовавшую его вещь, начинает требовать, чтобы ее ему дали. Все эти акты можно объединить в одну общую красочную картину, которая называется эмоциональностью. Причем в ней участвуют не только мимические мышцы и мышцы скелета, но и все остальные функциональные системы организма - сердечнососудистая, дыхательная, эндокринная, нервная. Таким образом, годовалый ребенок достигает определенной ступени социального развития, но она еще достаточно примитивна, поскольку у малыша еще не сформировалось полностью понятие запрета (некоторые из "табу" он уже знает, но не всегда выполняет). То есть периодически он может проверять - действительно ли нельзя делать нечто, что ему запрещают взрослые, или запрет можно нарушить. При этом он уже может пытаться замаскировать свои действия, чтобы его не прервали в самом начале. В этом возрасте начинает проявляться индивидуальность ребенка.

В конце первого - начале второго года жизни ребенок продолжает осваивать самостоятельную ходьбу. Некоторые дети, уже научившись ходить, продолжают ползать и после года и, чтобы быстрее достигнуть своей цели, вместо того, чтобы побежать, опускаются на четвереньки и быстро-быстро ползут, вернее, "бегут" на четырех конечностях. При этом способы ползания совершенствуются и варьируются. При этом отмечаются держание головы, выпрямление шеи, рук и спины, одновременный поворот в противоположные стороны туловища и плеч, туловища и таза, дифференцированные движения плеч и рук, туловища, ног и таза. Освоенные еще до года, эти движения начинают объединяться в новые двигательные навыки.

Некоторое время малыши продолжают ходить "боком". В возрасте 12-15-ти месяцев ребенок может уже не держаться за опору, но он еще не способен из такого положения повернуться назад, чтобы достать игрушку. Это станет возможным только к полутора годам. Находясь в вертикальном положении, ребенок еще не в состоянии полностью выпрямить ножки, поэтому он стоит "животом вперед", а ноги его несколько развернуты.

Чем устойчивее стоит ребенок, тем лучше развиты его ноги. Начинают свободно разгибаться бедра и колени, а в стопах формируется подошвенное сгибание. Благодаря этому появляется пяточно-пальцевая форма шага с первоначальной опорой на пятку, а потом на пальцы - так называемый перекат.

Начиная с полутора лет малыш самостоятельно встает из положения на животе и на спине. Способ ходьбы становится более совершенным: ноги он уже не разводит широко. Руки, которые раньше ребенок поднимал до уровня плеч, стараясь ухватиться за окружающие предметы, чтобы подстраховать себя, теперь опущены вдоль туловища.

Основным средством познания мира для ребенка остается игра. Для этого он манипулирует с различными предметами. Он брал их в руки и раньше, но теперь, в начале второго года жизни, эти действия с предметами (игрушками, посудой, предметами домашнего обихода) стали более разнообразными и приобрели другое качество. Теперь действия с ними осуществляются не только с помощью рук и глаз. Большое участие принимают шея, корпус и особенно ноги. Ведь теперь к интересному предмету можно подойти.

В возрасте от года до полутора лет ребенок начинает ощупывать, переворачивать, трясти, разбирать, разъединять, а затем соединять предметы. Он переносит их с места на место, как бы проверяя, где они лучше будут смотреться. Он может стучать ими, особенно если при ударе предметы издают мелодичный звук. В этот период дети начинают учиться бросать и ловить мяч.

Ребенок, начиная с первых месяцев второго года жизни, пытается, и не без успеха, двигать мебель. Он может довольно долго толкать по кухне табурет или стул, выдвигать его из-под стола, снова задвигать, двигать в комнату или передвигаться с ним по всей квартире. При этом нужно следить, чтобы табурет, упав, не прибил ребенка. Он может возить на веревочке машину, перевозить ее с места на место, прятать под кровать или в шкаф и т. п. Такая двигательная активность имеет огромное значение для развития моторики ребенка, для выработки точности и согласованности его движений, подчинения работы рук и ног контролю глаза. Формирование в этот период все более точной координации движений ведет к развитию устойчивости внимания ребенка, точности его восприятия, к развитию его волевых усилий.

Если раньше ребенок сидел на руках у матери или в кроватке и видел все предметы прямо перед собой, не видя их с другой стороны, то начав ходить, он обходит их с другой стороны, знакомясь с их величиной, познавая объемность предметов. Когда дети начинают ходить, они знакомятся с расстоянием и направлением, в котором совершают свои движения.

Научившись ходить по комнате, а затем и выходить за ее пределы, ребенок постоянно встречается с затруднениями, с неожиданными препятствиями, которые он вынужден преодолевать, с задачами, которые он должен решить. Например, малыш тянет за собой швабру, которая вдруг зацепилась за ножку стола, но он этого не видит и продолжает тянуть ее, дергать. И если швабра не поддается, ребенок начинает просить у взрослых помощи. Глядя на то, как взрослый освобождает швабру, он учится находить причину затруднения, а главное - находить выход из создавшегося затруднения. Таким образом развиваются начальные формы мышления. Эта форма мышления называется "мышление руками" и она крайне необходима для дальнейшего умственного развития ребенка.

Ребенок захотел достать с высокой полки машинку. Для этого ему нужно подставить табурет, залезть на него и только после этого схватить желанную игрушку. Он подставляет табурет, залезает на него, но оказывается, что табурет стоит слишком далеко от полки и достать машинку он не может. Он слезает с табурета, переставляет его ближе, снова залезает на него и только после этого достает желанную игрушку. Таким образом он учится достигать своей цели, что развивает его самостоятельность и настойчивость. При этом ваша задача - следить за тем, чтобы достижение цели не было опасным для ребенка, но в то же время важно побуждать малыша к таким усилиям.

Параллельно с усовершенствованием подвижности развивается и мелкая моторика. Ребенок становится более ловким! Он уже может брать пальцами мелкие предметы, разбирать на части мамину бижутерию, открывать крышечки флаконов с лекарствами и т. п. И вот это становится уже опасным! Тем более, что все это тянется в рот, поскольку рот все еще остается органом познания. Таким образом возникает опасность отравления или попадания инородного тела в дыхательные пути. Если вы при этом будете просто отнимать эти предметы или просто ругать его, малыш все равно попытается "обхитрить" вас и добьется своего. Поэтому, заметив, что ребенок делает что-то непозволительное, лучше переключить его внимание на другую игру, а опасные предметы положить туда, куда он не сможет забраться. Хотя в некоторых случаях можно позволить ему сделать то, что он хочет, - пусть ребенок сам почувствует и поймет, что то, что он делает, может причинить боль. (Например, малыш добрался до коробочки с иголками. Он перевернул ее и высыпал иголки на ковер. Затем он начал ладошкой разгребать горку этих иголок и укололся. На лице, повернутом в сторону мамы, боль и удивление. Мама до этого объясняла ему, что иголки могут уколоть ручку, а теперь повторила то же самое. После этого малыш перестал трогать эту коробочку: травма небольшая, зато как поучительно!)


Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.