^

Семья и дети

A
A
A

Что делать, если ребенок левша?

 

"Ваш ребенок - левша". "Что же нам теперь делать?" - этот вопрос волнует многих родителей. Почему же такое беспокойство вызывает леворукость ребенка? На леворуких во многих случаях смотрят с нескрываемым интересом, и легко вообразить, что чувствует человек, вынужденный всю жизнь ощущать ненужное ему, а порой и неуместное внимание к себе окружающих. Обычно родители довольно встревоженно реагируют на появление признаков леворукости у своего ребенка. Часто в его же присутствии они обсуждают складывающуюся перспективу, тревожась за будущее ребенка. С малых лет он начинает проникаться комплексом неполноценности, стараясь скрыть свою леворукость, как невесть какой грех.

Можно вспомнить, что в далеком прошлом из-за невежества и фанатизма людей леворукие подвергались преследованию и остракизму, а дьявол непременно представлялся левшой.

По-видимому, в этих предрассудках и коренятся пережитки сознания людей, отголоском которых и является настороженное отношение к леворуким в наши дни. Недаром до сих пор слова "левша", "левый" во многих языках остались синонимами неумелости, неправильности, халтуры. А ведь во все времена, как свидетельствует история, среди леворуких было немало выдающихся личностей (Микеланджело и Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин и физиолог И. Павлов, составитель знаменитого словаря В. Даль и т. д.)

Что же такое леворукость? Согласно современным представлениям, это относительно редко встречающийся вариант латеральности (односторонности) двигательного поведения, когда человек во всех своих действиях устойчиво предпочитает использовать левую руку. В основе как леворукости, так и праворукости лежат особенности функционирования головного мозга - функциональная асимметрия (в системе двигательного анализатора). С асимметрией мозга и связано проявление латеральности - выделение ведущей руки, уха, глаза и других проявлений такой односторонности. Формируясь еще во внутриутробный период развития, леворукость в последующем закрепляется в ходе возрастных изменений ребенка, при этом определенную роль играют и факторы среды. Хорошо известно, что большинство населения составляют праворукие (90-95 %), и если праворукость считается одним из видовых признаков человека, то леворукость - отклонение по этому признаку. Однако оно само по себе не относится к числу патологических, а является вариантом нормы.

Столь же редко, как и леворукость, встречается амби-декстрия. Явление это характеризуется отсутствием устойчивого предпочтения какой-либо из рук либо использованием для одних действий только правой руки, а для других - только левой. В древнейшие исторические эпохи, как свидетельствуют наскальные рисунки, фрески и папирусы, левшей было примерно пять-восемь человек на сотню. Эти цифры, в общем, близки к сегодняшним. В разных регионах бывшего СССР среди взрослого населения леворуких насчитывалось от 2-3 до 7-8 %. Интересно заметить, что леворукость у мальчиков, как правило, встречается в два раза чаще, чем у девочек. А проведенное обследование 800 московских школьников разных возрастных групп показало, что среди них в возрасте 7-9-ти лет имелось около 11 % левшей. Правда, с возрастом число леворуких снижается (к 16-17 годам составляет уже 3,4 %, что совпадает с данными, полученными при обследовании взрослых).

В чем же причина уменьшения числа леворуких с возрастом? Ведь многие факторы свидетельствуют о том, что с леворукостью уже рождаются. Это может быть обусловлено затягивающимся у некоторых детей становлением предпочтительной руки (в данном случае правой), иными словами, с "ложной" леворукостью. Однако основной причиной "таяния" цифр является, по-видимому, до сих пор неизжитое переучивание леворуких, особенно в начальных классах школы.

Насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы работы головного мозга, ведет, как правило, к нежелательным последствиям. Правда, некоторые дети переносят переучивание почти безболезненно, но многие расплачиваются за него дорогой ценой. Так, родители леворуких детей часто жалуются на перемену в состоянии своего ребенка: "Он вдруг стал раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым, плохо спит, ест, особенно по утрам. Эти неприятности начались вскоре после того, как его стали переучивать". Кроме нарушения эмоциональной сферы, переучивание нередко сопровождается и другими осложнениями: заиканием, ночным недержанием мочи, кожными заболеваниями. Появляются жалобы на головные боли, на усталость в правой руке, повышенную утомляемость и снижение работоспособности. Такие дети в пять-шесть раз чаще страдают неврозами. Обычно с энтузиазмом приступив к учебе в первом классе, ребенок вскоре сталкивается с целым рядом трудностей, и в первую очередь в овладении навыками письма правой рукой. Как правило, он пишет медленно, без соблюдения правил каллиграфии, с видимыми физическими усилиями, многократно проговаривая про себя каждое слово. Эти дети обычно отстают от праворуких сверстников в выполнении письменных заданий как в классе, так и дома. Иногда они отстают и в приобретении навыков чтения, так как неосознанно стремятся по первым двум буквам угадать слово, а не прочесть его по слогам. Сопровождающие леворукость другие сенсомоторные признаки левизны усиливают эти проявления. Плохие успехи в учебе и неправильное поведение окружающих способны привести к тому, что у переучиваемого леворукого первоклассника пропадает желание учиться. Может возникнуть отвращение к письму, стремление избегать занятий, вплоть до прогулов. Со временем, правда, большинство переучиваемых детей постепенно овладевают навыками письма правой рукой, а острота невротических реакций, переживаний несколько сглаживается. Казалось бы, успех оправдывает переучивание? Но успех этот бывает достигнут слишком дорогой ценой: напряжение у многих не проходит бесследно. Вторжение в тонкий механизм нервной деятельности может вызвать задержку психического развития ребенка.

По свидетельству отечественных и зарубежных ученых, в личности таких леворуких детей закрепляются нежелательные перемены, связанные с периодом переучивания, и по своим интеллектуально-мнестическим возможностям они уступают как оставшимся леворукими, так и праворуким. Результаты изучения особенностей выполнения левшами письменных заданий правой и левой рукой показали, что при работе правой рукой все леворукие (в том числе и те, кто уже стал считать ее ведущей при письме), выполняют письменные задания медленнее и с большим количеством ошибок. При этом отмечалось напряжение в различных группах мышц, которые не использовались при письме, учащенное сердцебиение, наблюдались и кратковременные подъемы артериального давления. Порой дело кончалось тем, что дети прерывали выполнение письменного задания. Левой же рукой они действовали сноровистее и успешнее: и ошибок было значительно меньше, и письмо не вызывало неприятных эмоций. Использование левой руки у левшей нулевого и первого классов школы повышает качество выполнения письменных работ на 20-30 %. Левая рука у них зачастую более "грамотная", чем правая.

Все приведенные факты свидетельствуют о том, что не надо бороться с леворукостъю и переучивать левшу, нужно терпимо относиться к леворукому письму и создать благоприятную обстановку в окружении леворуких. Переучивание леворукого ребенка влечет за собой и многие негативные последствия. Так, в неожиданной, стрессовой ситуации переученный левша инстинктивно протянет левую руку, но ведь она уже потеряла былую сноровку, она детренирована.

Родители и воспитатели детских дошкольных учреждений первыми сталкиваются с тем, что ребенок предпочитает левую руку. Им следует учитывать, что у большинства детей до трех-пятилетнего возраста отмечаются периоды ложной оболеворукости (псевдоамбидекстрии), когда они используют в игровых действиях и в самообслуживании обе руки, не отдавая предпочтения какой-либо из них. Период этот отражает определенный этап развития нервной системы (в частности, двигательного анализатора). В эту пору еще можно осторожно попытаться обучить предполагаемого амбидекстра праворуким действиям. Однако эти попытки должны протекать без какого-либо насилия, диктата, окриков. Если же ребенок постоянно сопротивляется этим попыткам, их надо оставить.

О замеченных у ребенка признаках леворукости родители или воспитатели должны как можно раньше сообщить педиатру. Левшу надо проконсультировать у детского невропатолога. Он и решит, является ли леворукость у данного ребенка естественной или это результат расстройства центральной нервной системы, требующий как можно более раннего специального лечения. Вопрос о леворукости ребенка особенно остро встает перед поступлением его в школу. Поэтому в возрасте шести лет проводится более подробная специальная диагностика леворукости. Как же быть в случае обнаружения леворукос-ти у ребенка? Многое зависит от родителей. Необходимо сохранить в семье спокойную атмосферу, членам семьи следует обсуждать этот факт в отсутствие ребенка, не вовлекая его в дискуссии взрослых, надо как можно меньше фиксировать внимание на его необычности или исключительности, прийти ребенку на помощь, если дети во дворе дразнят и унижают его, и по возможности разрядить сложившуюся обстановку.

Повсеместно - в семье, дошкольных и школьных учреждениях, необходимо поощрять использование леворукими детьми ведущей руки при овладении письмом, рисованием, лепкой, при обучении трудовым навыкам. Обязательно следует выделить леворукому ребенку за столом, партой место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа. На уроках труда нужна техника безопасности на рабочем месте в расчете на леворуких учащихся. Дома же, организуя место для занятий, выполнения уроков, необходимо сделать так, чтобы свет из окна или настольной лампы падал с правой стороны.

Примечательно, что у части леворуких детей, уже обладающих достаточным кругозором, удовлетворительной памятью, хорошо владеющих устной речью, встречаются признаки "зеркального" мышления. Оно выражается в инверсивном, перевернутом справа налево написании отдельных букв и целых слов, в перестановке цифр при выполнении арифметических действий. Это и упорное чтение слов справа налево, а при закрытых глазах - лучшее угадывание букв в "зеркальном написании". У таких детей наблюдается, кроме того, поздняя дифференцировка понятий "правое" и "левое", затруднение ориентировки на местности, затруднение в планировании своего поведения.

Чрезвычайно важно как в семье, так и в школе терпимо относиться к такого рода проявлениям. Необходимо снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей - допускать вертикальное написание букв, наклон почерка влево. Часто родители задают вопрос: как обучать ле-воруких детей письму левой рукой, есть ли здесь какие-либо правила? Специальных правил пока нет. Однако существуют в основном две манеры леворукого письма. В более распространенной - левая рука находится в положении, аналогичном тому, как пишут правой рукой. Лист бумаги в этом случае располагается вдоль левой руки с наклоном вправо, при этом рука пишущего находится под строкой. В другой, так называемой инверсной манере письма лист бумаги по отношению к груди пишущего наклонен влево, рука и ручка находятся над строкой, а кисть повернута в сторону груди. При обучении письму леворукому ребенку нужно предложить самому избрать ту манеру письма, при которой он не отстает в скорости письма от праворуких и которая ему более удобна.

В игровой обстановке дошкольника и во внеклассной работе следует учитывать особенности темперамента леворуких детей - повышенную эмоциональность с ослаблением тормозных процессов.

Переучивать или не переучивать леворуких детей? Главное, чтобы при этом не создать ребенку стрессовой ситуации. А переучивать, точнее, адаптировать ребенка к будущей жизни всегда необходимо. Ведь весь мир вокруг нас устроен с учетом праворукости: специальное оборудование, станки, приспособления, бытовые предметы. Известен ряд случаев, когда левши были вынуждены оставлять работу, так как не могли приспособиться к оборудованию.

!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи

Использованная литература

  1. Неонатология - А.К. Ткаченко, А.А. Устинович, А.В. Сукало, А.В. Солнцева, Л.В. Грак, Е.К. Хрусталева. 2009
  2. Клиническая неонатология - Хазанов А.И. 2009
  3. Реанимация новорожденных - Каттвинкель Дж. 2007
  4. Неонатология - Р. Рооз, О. Генцель-Боровичени, Г. Прокитте - Практические рекомендации. 2010


Новейшие исследования по теме Что делать, если ребенок левша?

Ведущие английские ученые – научные представители Университета Саутгемптона, - доказали, что недостаток никотинамида (витамина PP) во время беременности повышает опасность появления экземы у новорожденного малыша.

Ученые установили взаимосвязь между насилием над ребёнком и скоростью сокращения длины теломерных участков хромосом.

Другие статьи по теме

Невралгия у новорожденных – это воспаление нерва, которое приводит ко многим неприятным ощущениям, в том числе к выраженному болевому синдрому. Причин невралгии у детей может быть много, и лечение напрямую зависит от этиологии. Поэтому важно...

Очень важно оценивать тонус мышц новорожденного в совокупности с другими симптомами, чтобы более точно говорить о наличии той или иной проблемы.

Поражение глазика у ребенка всегда должно настораживать, поскольку от этого зависит не только зрение, но и развитие ребенка в дальнейшем, ведь он познает окружающий мир с помощью зрения, слуха и обоняния.

Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.