Бактерии в моче при беременности

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 17.10.2021

Бактерии в моче при беременности – это сигнал организма о патологических процессах, которые требуют лечения и медицинского внимания. Рассмотрим основные причины бактерий в моче, методы диагностики, симптоматику и способы лечения.

В период беременности женщине приходится сдавать множество анализов, которые позволяют контролировать состояние здоровья будущей мамы и ее ребенка. Анализ мочи считается одним из самых важных. Бактерии в моче возникают очень часто, но четкого объяснения данного явления нет. Поэтому существует такое понятие, как бактериурия беременных.

Наличие бактерий может свидетельствовать о воспалении в почках. Это может быть цистит, пиелонефрит и другие заболевания, риск появления которых увеличивается в период беременности. Но, ни для будущей мамы, ни для ее будущего ребенка подобное состояние не приносит пользы. А в некоторых случаях может привести к патологическим последствиям. Особая опасность возникает при бессимптомной бактериурии, в данном случае заболевание протекает без каких-либо проявлений.

Многие врачи утверждают, что бактерии в моче обнаруженные в период вынашивания, свидетельствуют о высоком риске преждевременных родов. Очень часто в моче обнаруживают: кишечную палочку в 80% случаев, клебсиеллу, протей, стрептококки, энтеробактер, фекальный энтерококк, стафилококки и другие. Каждый из случаев требует лечения и медицинской помощи.

trusted-source[1], [2], [3], [4]

Причины бактерий в моче при беременности

Причины бактерий в моче при беременности весьма разнообразны. Постоянно увеличивающаяся матка давит на почки, нарушает их нормальную работу, приводит к появлению вредоносных микроорганизмов. Бактерии могут появиться из-за гормональных изменений в организме женщины и при физиологических особенностях: короткая уретра, мочеточник расположен близко к прямой кишке.

Бактерии появляются у женщин, ведущих половую жизнь со многими партнерами, не поддерживающие личную гигиену на должном уровне. В некоторых случаях бактериурия появляется при ЗПП, сахарном диабете, хронических поражениях организма и патологиях системы мочевыделения. Иногда ослабленная иммунная система и кариес приводят к появлению бактерий в моче.

Бактерии в моче бывают двух видов: истинная бактериурия возникает в том случае, когда бактерии самостоятельно размножаются и живут в моче. При ложной бактериурии бактерии попадают в мочу из отдаленных очагов инфекции через кровь. Повышенное содержание вредоносных микроорганизмов сопровождается клиническими проявлениями, но в некоторых случаях они не вызывают побочной симптоматики.

Бактерии возникают при хронических заболеваниях, которые рецидивируют и обостряются в период беременности, рассмотрим некоторые из них:

Воспаление стенок мочевого пузыря, является самым распространенным урологическим поражением как инфекционного, так и инфекционного характера. Инфекционный цистит возникает из-за условно-патогенной микрофлоры. Неинфекционный цистит появляется при ослабленном иммунитете, переохлаждении, дисбактериозе кишечника, переутомлении. В некоторых случаях вагинальный дисбиоз и раздражение мочевого пузыря химическими веществами приводят к появлению бактерий в моче.

Если до беременности у женщины были проявления цистита, то обнаруженные в моче бактерии, свидетельствуют о его рецидиве. Симптоматика заболевания проявляется как частые позывы к мочеиспусканию, которое очень болезненное. У женщины появляются тянущие боли внизу живота, кровь в моче и повышенная температура тела. При подобных симптомах необходимо обратиться за медицинской помощью.

Воспалительный процесс в почечных лоханках. Кишечная палочка, золотистый стафилококк, стрептококк, грибы Candida, синегнойная палочка – причины заболевания. Инфекционный очаг – любой воспалительно-гнойный процесс. Пиелонефрит может быть первичным – возникает при первых признаках беременности и вторичным – проявляется еще до беременности и обостряется на фоне гормональных изменений.

Бактерии в моче, вызванные воспалением почек появляются из-за роста матки, которая оттесняет соседние внутренние органы. При обострении заболевания у женщины возникают острые боли в области поясницы, озноб, рези при мочеиспускании, признаки интоксикации. Пиелонефрит требует обязательного лечения, так как заболевание опасно для будущей мамы и ее ребенка.

Помимо вышеописанных причин, существуют и группы риска. Так, проблемы с зубами могут привести к бактериям в моче, нерегулярная гигиена, сахарный диабет, хронические заболевания мочеполовой сферы, патологии мочевыделительной системы и заболевания, передающиеся половым путем – основные факторы риска и причины бактериурии.

• Уретрит

Бактериальное воспалительное заболевание, поражающее стенки мочеиспускательного канала. Заболевание очень распространенное и чаще всего поражает беременных женщин, вызывая бактерии в моче. Бактериальный уретрит возникает из-за попадания в уретру вредоносных микроорганизмов (кишечная палочка, энтерококки, стафилококки и стрептококки). Если у беременной есть хламидии, то это еще одна причина уретрита, которая может привести к поражению околоплодных вод и эмбриона.

Особенность уретрита в том, что возбудители постоянно находятся на слизистых оболочках мочевыводящих путей. Поэтому задача будущей мамы и ее врача выделить предрасполагающие факторы и устранить их. Заболевание и бактерии в моче на его фоне, могут появиться при травмах и сужении мочеиспускательного канала, катетеризации мочевого пузыря и при цистоскопии. Бактериальная форма заболевания может быть вызвана специфическими патогенными микроорганизмами, которые разрушают местную защиту организма женщины.

trusted-source[5], [6], [7], [8], [9], [10], [11]

Симптомы бактерий в моче при беременности

Симптомы бактерий в моче при беременности зависят от причины заболевания. Бактериурия появляется у 10% беременных, опасность в том, что оно может протекать бессимптомно. На фоне бактерий в моче, у женщины проявляется нефролитиаз и расширение мочеточника. Очень часто данная симптоматика встречается на третьем триместре беременности. Бактерии могут стать причиной рождения ребенка с низким весом, выкидыша и преждевременных родов.

При бактериях обнаруживается различная вредоносная микрофлора: кишечная и синегнойная палочка, протей, стрептококки, стафилококки и другие микроорганизмы. Очень часто бактерии появляются при воспалительных заболеваниях почек и мочевыделительной системы, инфекционных поражениях организма. Вредоносные микроорганизмы могут попасть в мочевые пути и почки гематогенным путем.

Симптомы бактерий в моче при беременности схожи на проявления цистита и пиелонефрита. У женщины повышается температура, появляются частые и болезненные позывы к мочеиспусканию, моча с осадком и мутная. При появлении подобной симптоматики необходимо обратиться за медицинской помощью, определить причину дискомфорта и устранить ее.

Если бактерии в моче возникли из-за уретрита, у женщины появляются гнойные и слизисто-гнойные выделения из уретры, рези и дискомфорт при мочеиспускании. При остром воспалении мочеиспускательного канала, бактерии в моче приобретают хронический характер. Бактерии могут прятаться в бартолиновых железах, которые находятся в преддверии влагалища. При снижении защитных свойств иммунной системы, бактерии активизируются и вызывают болезненную симптоматику и их можно обнаружить в анализе мочи.

Диагностика бактерий в моче при беременности

Диагностика бактерий в моче при беременности проводится каждый месяц, так как будущая мама регулярно сдает анализы. Это позволяет поддерживать состояние здоровья женщины и ее будущего малыша. Для диагностики используют редукционный глюкозный тест, нитритный тест Грисса и другие методы.

Поскольку диагностика проводится в условиях поликлиники, врачи проводят химические тесты, которые дают быстрые результаты. Бактериологические методы определяют количество колоний микробов и степень бактериурии. Если бактериурия возникла на фоне колонизации периуретральной области, появившейся до беременности, то заболевание рассматривают как фактор риска острого пиелонефрита.

Рассмотрим основные этапы диагностики бактерий в моче при беременности:

• Инструментальные и лабораторные исследования – ультразвуковое исследование почек, анализы крови и мочи, экскреторная и обзорная урография, допплерометрия сосудов почек, скрининговые тесты.
  • Дифференциальная диагностика – врачи проводят полную диагностику организма беременной для того, чтобы определить заболевания, ставшие причиной бактерий в моче и выявить бессимптомную бактериурию.

Помимо диагностических методов, женщина должна пройти консультацию у нефролога, терапевта, уролога и гинеколога. Это представит полную картину о причинах заболевания и позволит составить эффективный план лечения.

trusted-source[12], [13], [14], [15], [16]

Лечение бактерий в моче при беременности

Лечение бактерий в моче при беременности зависит от результатов диагностики. Но лечение должна пройти каждая будущая мама. Существует несколько методов лечения, рассмотрим основные из них:

• Немедикаментозное лечение

Беременной рекомендуют продукты и напитки, которые снижают pH мочи. Также рекомендуется усилить выведение мочи.

• Медикаментозное лечение

Данный вид лечения проводится как при явной, так и при бессимптомной бактериурии. Женщине назначают курс лечения 1-3 недели цефалоспоринами, антимикробными средствами и ампициллином. Такой курс лечения объясняется тем, что при беременности недостаточно однократной дозы препаратов. Все лекарственные средства подбираются эмпирически. Обязательной является антибактериальная терапия с последующими ежемесячными бактериологическими исследованиями мочи. Женщине могут назначить поддерживающую терапию до окончания беременности и в течение 14 дней послеродового процесса. Это поможет предотвратить рецидивы бактериурии.

Особенность лечения зависит и от осложнений в период беременности. Рассмотрим осложнения гестации по триместрам:

• Бактерии в моче, обнаруженные в первом триместре могут стать причиной прерывания беременности. В лечебных целях используют стандартную терапию.
  • При бактериурии во втором и третьем триместрах, женщине проводят онкоосмотерапию для сохранения беременности. Если бактерии становятся угрозой преждевременных родов, беременной проводят токолитическую терапию.

Если бактерии в моче появились из-за уретрита, то женщине проводят антибактериальную терапию и уроантисептики. Высокой эффективностью обладает препарат Монурал, который можно принимать только в том случае, если лечебная польза для матери важнее возможного риска для плода. Уретрит и бактерии в моче лечат с помощью Азитромицина, Доксициклина, Фитолизина или Канефрона. Препарат подбирается лечащим врачом и его прием строго контролируется.

Во многих случаях бактерии в моче определяют еще до беременности. На частоту появления данного заболевания влияет состояние мочевых путей и сфинктерного механизма мочевого пузыря. При лечении бактериурии на ранних сроках беременности в 80% случае удается вылечить заболевание без последствий для организма матери и ребенка, в 5-7% случаев бактерии приводят к выкидышам и недоношенности.

Профилактика бактерий в моче при беременности

Профилактика бактерий в моче при беременности – это методы, позволяющие предупредить развитие заболевания и защитить организм будущей мамы. Забота о своем здоровье и здоровье будущего ребенка – это первоочередная задача каждой женщины. Чтобы предотвратить бактериурию, будущей маме необходимо:

• Регулярно сдавать мочу на анализы, для достоверности результатов необходимо использовать только стерильные контейнеры. Перед сдачей анализов запрещено употреблять алкоголь, острые и соленые продукты. Мочу нужно собирать после подмывания, утром. Обратите внимание, что с момента сбора мочи до лабораторного исследования должно пройти не более 2 часов, так как состав мочи меняется.
  • Беременная должна соблюдать гигиену половых органов и отказаться от синтетического белья. Синтетическое белье провоцирует рост патогенных микроорганизмов, способствует развитию кандидоза и появления бактерий в моче по восходящему типу.
  • Соблюдение рекомендаций врача, регулярные осмотры и прием назначаемых лекарств, позволят защититься от патологических изменений в период беременности.
  • Профилактика уретрита, вызвавшего бактерии моче, должна начинаться с соблюдения правил гигиены и здорового образ жизни. Регулярные осмотры у гинеколога и упорядоченная половая жизнь – это лучшие методы профилактики.

По данным медицинской статистики, бактерии в моче при беременности обнаруживают у каждой пятой женщины. Своевременная диагностика и лечение – позволяют успешно вылечить бактериурию.

Прогноз бактерий в моче при беременности

Прогноз бактерий в моче при беременности зависит от того когда была обнаружена патология. Если бактерии выявили на ранних стадиях, то прогноз благоприятный, так как врачи назначают лечение, которое предотвращает угрозу выкидыша. При бактериурии на последних месяцах беременности, прогноз зависит от типа бактериального поражения и его причины.

Если бактерии появились из-за обострения хронических заболеваний или физиологических особенностей организма, то будущей маме назначают поддерживающую терапию и прогноз бактерий в моче благоприятный. Но если женщина не лечит бактериурию, то это может стать причиной серьезных последствий. При бактериях и уретрите, прогноз зависит от ранней диагностики и лечебной терапии. Чем раньше заболевание будет обнаружено, тем лучше прогноз, даже при гнойном и гонорейном уретрите.

Бактерии в моче при беременности – это проблема, которая требует особого внимания и лечения. Своевременная диагностика и терапия – это залог здоровья будущей мамы и ее ребенка.